Зарема Джелилова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Жилище человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление детей об истории развития окружающего предметного мира.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с эволюцией жилья на протяжении истории;
2. Формировать опыт деятельности ориентирования в видах жилых строений;
3. Формировать опыт деятельности воплощения замысла в постройке
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук детей;
2. Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движения;
3. Развивать координацию движений.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать сообща (подгруппой);
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Воспитывать желание узнавать что- то новое о жизни других людей.
2. Воспитывать уверенность в себе;
3. Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
1. Обогащать словарный запас детей;
2. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Предварительная работа:
Познавательная деятельность: игры-путешествие в прошлое посуды, одежды. Рассматривание иллюстраций по теме: «История развития человека».
Речевая деятельность: составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей);
Чтение художественной литературы: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
Игровая деятельность: д/и «Что перепутал художник?».
Изобразительная деятельность: аппликация: «Многоэтажный дом».
Методы и приемы:
Практический-наблюдения, пантомима.
Частично- поисковый-постановка проблемных вопросов, поиск необходимого материала для конструирования.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации домов различных этапов эволюции жилищ человека;
Мяч;
Иллюстрации для Д/игры «Для какой профессии нужен предмет»
Изображения людей строительных профессий, атрибутов и спецодежды, характерных для их деятельности;
Изображения жилищ.
Словарная работа: искусство, архитектура, архитектор, человеку уютно, изба, пещеры, шалаши.
Индивидуальная работа: с Ильей и Марией-составление рассказа по теме» «Что такое жилище?», рассматривание иллюстраций.
Ход:
Дети проходят на стульчики.
Для того, чтобы узнать, о чём они сегодня будут разговаривать, ребята играют в игру «Угадай предмет». Дети задают воспитателю вопросы о различных признаках спрятанного предмета и догадываются, что в коробке был спрятан домик.
Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, было очень холодно, и я подумала, как хорошо дома. А у вас дома хорошо? Тепло? А почему?
Дети: Потому, что в доме тепло, светло и уютно.
Воспитатель: Каждый человек где-то живет. У него есть свой дом.
(дети встают в круг и играя с мячом, отвечают на вопросы)
Воспитатель: Как можно сказать о маленьком доме?
Дети: Домик.
Воспитатель: О большом доме?
Дети: Домище
Воспитатель: Сказочный человек, живущий в доме?
Дети: Домовой.
Воспитатель: Человек, который любит проводить свободное время у себя дома?
Дети: Домосед.
Воспитатель: Как назовем дела, которые выполняем дома?
Дети: Домашние.
Воспитатель: Как называют женщину, которая не работает, а ведёт домашнее хозяйство?
Дети: Домохозяйка.
Воспитатель: Дом, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка- это семья слов, слова-родственники.
1 ребенок читает стихотворение «Дом»
Я дом нарисую многоэтажный
Конечно, он будет немного бумажный,
Конечно, он будет не очень кирпичный,
Зато-белоснежный, зато-симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.
Воспитатель: В каком жилище может жить человек?
Каждый ребенок должен сказать свой вариант ответа тогда он проходит на стульчик.
Дети садятся на стульчики и играют в игру «Какой дом?»
Дети передают мяч, пока играет музыка. Как только музыка остановилась, то ребенок, у которого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос:
Дом из кирпича- кирпичный дом.
Из бетона-из пластмассы-из бумаги-
Из камня-из стекла-из дерева-из шоколада?
Воспитатель: Ребята, а в каких домах вы живете?
Дети: В кирпичных, теплых, светлых…
Воспитатель предлагает отправиться в далекое прошлое.
Воспитатель: Ни один народ на Земле не может обойтись без жилища. Когда же возникло и что представляет оно собой первоначально? Осмотримся кругом: перед нами-густой лес, горы, слышится рёв диких зверей. Из дома выходит древний человек в одежде из шкур.
-Как вы думаете, где жил первобытный человек?
Дети: В пещерах.
Воспитатель: Что такое пещера?
Дети: Углубление в горе или в скале.
Воспитатель: Почему?
Дети: Когда человек только нашел пещеру и заселился в неё, ему было очень хорошо. Пещера укрывала его от ветра и дождя. Но в ней было холодно. А когда человек научился добывать огонь, то дым от костра выходил через вход в пещеру. Дым щипал глаза. Да и диких зверей пещера не укрывала, потому что в ней нет дверей.
Демонстрация картинки с изображением пещеры.
Воспитатель: Первобытные люди не умели делать кирпич. Но в пещере им стало тесно. В кких жилищах они стали жить потом?
Дети: Люди стали жить в шалашах.
Воспитатель: Чем хорош шалаш? Чем плох шалаш?
Дети: Он непрочный, в нем нельзя разводить костер.
Воспитатель: Однако, когда папы отправляются на рыбалку или охоту, то они строят себе шалаши, чтобы укрыться от ветра и дождя.
-Что еще хорошего в шалаше?
Дети: Его можно быстро построить.
Воспитатель: И какое жилище стали делать потом?
Дети: И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома. Там, где было много лесов, люди делали деревянные дома. Угадайте, как называются такие дома.
Дети: Изба.
Воспитатель: А как вы думаете, чем были удобны эти дома?
Дети: Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому, что есть печка; светло, потому, что есть дверь, которую можно запереть.
Демонстрация картинки с изображением избушки.
Воспитатель: А сейчас есть деревянные дома?
Дети: Да, они сохранились в деревнях.
Воспитатель: О домах слагалось много пословиц и поговорок, и некоторые из них мы сейчас послушаем:
-Порядок в доме-хозяину честь
-Держись друга старого, а дома нового.
-И мышь в свою норку тащит корку.
-Всякая пташка хлопочет, своего угла хочет.
-Без хозяина дом-сирота.
Воспитатель: Постепенно менялся облик домов. Появлялись каменные дома. Почему люди стали строить каменные дома, если деревянные так хороши?
Дети: Каменный дом практичный и надежный. А еще в средние века люди часто воевали друг с другом. Деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки-крепости. У таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня. Окна у такого жилища были маленькими.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сейчас не строят замки?
-Какие дома строят в больших городах?
-Легко ли построить дом?
В строительстве дома принимают участие люди разных профессий.
-Дети, а что необходимо для строительства домов?
Физминутка «Новый дом»
-Грузовик привё з рыча: у-у-у
Полный кузов кирпича.
А другой привёз шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом
Быстро строим новый дом.
Он уже готов!
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
О каких правилах безопасности на строительных объектах мы с вами говорили.
-Дом не достроен, в него не входить!
Много опасностей будет внутри.
Проходы без лестниц, и свет не горит,
Вдруг кто-то сорвётся и вниз полетит.
Торчат там железки и льётся цемент,
Беда наступить там может в момент.
На стройку, дружок, не ходи никогда
Чтоб в жизни твоей не случилась беда.
Д/ игра: «Для какой профессии предмет»
Каждому ребенку предлагается вытянуть любую карточку, на которой изображен или элемент спецодежды, или атрибут, необходимый для какой-то профессии. Воспитатель раскладывает иллюстрации строительных профессий. Дети самостоятельно думают и кладут свою карточку нужной картинке.
Воспитатель: И ещё раз, давайте вместе с вами вспомним строительные профессии.
Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Назови профессии»
-Кто кладет кирпичи, строит стены домов? (каменщик)
-Кто делает из дерева двери, окна пороги, деревянные лестницы? (плотник_
-Кто придумывает вид дома и делает его чертежи? (архитектор)
-Кто поднимает на стройке грузы наверх дома? (крановщик)
-Кто красит стены и белит потолки? (маляр)
-Кто прокладывает провода и чинит электрические приборы? (электрик)
_Кто прокладывает и чинит водопровод и канализацию? (слесарь-водопроводчик)
-Кто кладет керамическую плитку? (плиточник)
-Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем построить дом?
Дети: Дом надо придумать и нарисовать.
Воспитатель: Правильно. Человек, который придумывает новые дома называется архитектором. А я вам предлагаю стать строителями и построить свои дома.
Д/ игра: «Целое из частей»
Дети делятся на команды: каждый ребенок берёт фрагмент рисунка. Дети объединяются по группам и собирают свои рисунки.
Д/ игра: «Числа-соседи»
Д/ игра: «Больше-меньше»
Д/ игра: «Определи по силуэту»
Каждая команда строит свой дом по теме того рисунка, который они собрали: жилище древнего человека, деревянный дом и дом из кирпичей конструктора.
Дети по подгруппам выполняют работу. Звучит тихая, спокойная музыка.
Дети презентуют свои работы: каждая команда рассказывают, что именно они построили, кто живет в их доме, из чего и как они строили.
Дети анализируют все представленные работы, отмечают необычные, оригинальные.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, видите, какой увлекательной и познавательной оказалась наша экскурсия в музей. Как много интересного, нового и полезного мы с вами узнали. На этом наша беседа заканчивается и напоследок я прочту вам стихотворение Ирины Столовой.
Я себе построю дом,
Много мета будет в нём!
Будет в доме стол и птичка.
Я пущу в свой дом овечку.
Петушка пущу в свой дом,
Ну и курочку – при нём.
И корову, и козляток,
И лошадок-поросяток.
Пса с котом-само собой,
Веселее им со мной.
Гусь мне нужен для порядка,
Кто шалит-щипнет за пятку.
Будет филин с нами жить-
Ночью домик сторожить…
Но стал я что-то сомневаться:
А мама с папой согласятся?