Олеся Колесникова
Занятие для детей 3–5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Жилище человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека.
Задачи:
• Уточнять представления о совершенствовании человеком своего жилища (использовал в качестве жилья то, что находил в природе, строил из подручных материалов, сам создавал материал и строил разнообразные постройки);
• Способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации (жилище);
• Формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Публикация «Занятие для детей 3–5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
С. П. : Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. Наших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден и все время думал, где бы ему добыть еду. А еще древнему человеку было холодно, потому что в отличие от других животных и птиц он не имел ни шерсти, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно приходилось человеку без дома!
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций из жизни первобытного человека.
В те далекие времена человек волей-неволей стал искать, где можно ему спрятаться. Искал-искал и нашел. Это была пещера.
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций с изображением пещеры.
С. П. : Ребята, что такое пещера?
Ответы детей.
С. П. : Заглянув в пещеру, человек понял, что это хорошее место, чтобы укрыться и от непогоды, и от опасных диких зверей. Ребята, как вы думаете, из чего древний человек соорудил себе постель в пещере?
Ответы детей.
С. П. : Когда древний человек научился разводить огонь, он устроил в пещере очаг (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций с изображением очага, а вход завесил шкурами убитых животных. Как вы думаете, для чего он это делал?
Ответы детей.
С. П. : Верно, очаг обогревал жилище, на огне можно было готовить пищу. Так пещера стала для нашего далекого предка его первым домом. Как вы думаете, удобно было жить людям в пещерах?
Ответы детей.
С. П. : Почему?
Ответы детей.
С. П. : Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в нее постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому. Как называются жилища, которые строил себе древний человек в той местности, где рос лес и не было пещер?
Ответы детей.
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций с изображением землянки)
С. П. : Чем землянка отличается от пещеры?
Ответы детей.
С. П. : Правильно, ребята, в местах, где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал камнями, а над ней сооружал навес их веток. Такое жилище называлось землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Как грелись люди в землянке?
Ответы детей.
С. П. : Как освещалась землянка?
Ответы детей.
С. П. : Днем свет проникал с потолка, ночью ее освещали с помощью костра, лучины.
Как вы думаете, удобно ли человеку было жить в землянке?
Ответы детей.
С. П. : Да, ребята, жить под землей было сыро, неуютно и темно. Человек стал задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева. Как назывались такие дома?
Ответы детей.
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций с изображением избы).
С. П. : Что делали для того, чтобы в избе было удобно жить?
Ответы детей.
С. П. : Что делали в избе, чтобы было светло?
Ответы детей.
С. П. : Правильно, ребята, в избе были окна, но не стеклянные, как сейчас, а из тонких, пропускающих тусклый свет пленок, которые получали из внутренностей животных. А вот какое отопление и освещение было в избе, вы вспомните, если поиграете в игру.
Игра «собери и назови»
Для игры используются карточка с изображением избы и два набора карточек: «отопительные приборы» (костер. Простая русская печь, большая русская печь, украшенная изразцами, батарея центрального отопления) и «осветительные приборы» (лучина, свечи, керосиновая лампа, электрическая лампа). Детям нужно подобрать к карточке с изображением избы две подходящие карточки: с изображением того, что служило в избе для отопления (простая русская печь) и для освещения (лучина). Если карточки подбираются правильно, пазлы трех карточек («лучина», «изба», «простая русская печь») совпадают. В ходе выполнения детьми задания педагог уточняет назначение и название осветительных и отопительных приборов.
С. П. : Со временем менялось жилище русских людей.
Богатые люди стали строить себе дома. Как они назывались?
Ответы детей.
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций с изображением дворца, терема.
Терем-терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюданые,
А на крышах петушки-
Золотые гребешки.
Почему в теремах и дворцах жить было удобнее, чем в избах?
Ответы детей.
С. П. : Почему в них было светлее, чем в избе?
Ответы детей.
С. П. : Почему в стихотворении о тереме говорится о том, что «в нем окошки слюданые»?
Ответы детей.
С. П. : Правильно, ребята, в богатых домах в окна вставляли прозрачный камень-минерал- слюду. А потом люди научились делать стекло. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните, чем отличается терем от дворца.
Игра «Разрезные картинки»
Детям предлагают собрать картинки с изображением терема и дворца, каждая из которых разрезана на 5-6 частей. В ходе выполнения задания уточняются отличительные признаки терема и дворца (размеры, расположение комнат, устройство входа: в тереме- крыльцо с витыми колоннами, во дворце- широкая, высокая лестница с колонами, терем и дворец по- разному украшены).
Ребята, где живут современные люди?
Ответы детей.
С. П. : Каждый человек живет в доме, квартире. Из каких материалов построены современные квартиры и дома?
Ответы детей.
С. П. : Почему в таких домах удобнее жить?
Ответы детей.
С. П. : Предлагаю отгадать загадки. Отгадав их, вы вспомните о том, что использует современный человек для освещения и отопления своих квартир и домов.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет-
Всю квартиру согревает.
(Отопительная батарея)
Дом- стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Электрическая лампочка)
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как со временем менялось жилище человека.
Игра «разложи по порядку»
Дети раскладывают по порядку картинки с изображением жилищ человека в разные времена (пещера, землянка, изба, терем, дворец, современный дом). Если они выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента. Если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной.
Итог занятия, выводы, обобщение.