Елена Половнева
Занятие по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: «Изба-жилище русского человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию во второй младшей группе.
Тема: «Изба – жилище русского человека»
Цель: формирование представления о предметах быта русской традиционной культуры.
Задачи: конкретизировать представления о предметах русского быта (печь, лавка, колыбель, ложки и игрушки деревянные); познакомить с их назначением и некоторыми свойствами; приобщить детей к восприятию русского фольклора; развивать умение переносить свои впечатления в игровую, речевую и музыкальную деятельность.
Публикация «Занятие по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: „Изба-жилище русского человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Оборудование: помещение оборудованное под русскую избу, деревянные ложки, вышитые платочки, шапочка «кота», кукла-малышок.
Ход занятия : Ах ты зимушка-зима все дорожки замела! Только одну дороженьку оставила. Мы по ней дружно пойдем и в гости к бабушке Агаше придем. Бабушка Агаша всех вас очень любит, ждет с нетерпением, а живет она в доме необычном, деревянном и называется он? (Изба).
Бабушка Агаша: Здравствуйте, детушки мои хорошие и пригожие, проходите ко мне в горницу и рассаживайтесь все по лавочкам. Я с вами буду играть, загадки загадывать и познакомлю со своей избой. Удобно ли вам сидеть на лавочках? А из чего же ее смастерили? (из дерева). Да, изба моя деревянная и лавочка деревянная. А что еще в моей избе сделано из дерева посмотрите внимательно. (стол, колыбель, ложки, плошки, игрушки) А почему все это сделали из дерева? (оно прочное, твердое, теплое). А кто все это сделал? (человек, дедушка) Хорошо сидим, удобно? Давайте поиграем, встаньте и приготовьте свои ручки.
Игра «Где же наши ручки»
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
(Похлопывание ладонями по бокам)
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек?
(Руки прячутся за спину)
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки
(Руки перед собой, повороты ладонями то вверх то вниз)
Пляшут, пляшут наши ручки.
Пляшут наши ручки.
(Руки перед собой, пальчики расставлены, крутят ладошками)
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки?
(Дети присаживаются на корточки)
Где же, где же наши ножки?
Нет наших ножек.
(обхватывают колени руками)
Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки
(Дети встают на ноги)
Пляшут, пляшут наши ножки.
Пляшут наши ножки
(дети топают ногами)
Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
(Дети закрывают ладонями лицо)
Где же, где же наши детки,
Нет наших деток?
Вот, вот наши детки,
Вот наши детки.
Пляшут, пляшут наши детки.
Пляшут наши детки.
(дети топают ногами и крутят ладошками)
Бабушка Агаша: Вот как весело поиграли. Садитесь на лавочки. А зачем нужна лавка в доме? (сидеть, спать) А дома вы, на чем спите? (на кровати, диване). А у меня внучек Ванечка спит в колыбельке, вон она висит возле печки. Давайте споем ему колыбельную песенку:
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки
Они сели ворковать,
Стали Ванечку качать, убаюкивать.
Лю-ли, лю-ли, баиньки
В огороде заиньки
Зайки травку едят,
Ване спать велят.
Не спит Ванечка, давайте на помощь кота позовем:
Уж ты котенька-коток, котя серенький лобок,
Приди котик ночевать, мою деточку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу,
Дам кусочек пирога и кувшинчик молока,
Ешь ты котик не кроши, больше котик не проси.
Приходит кот (ребенок в шапочке «кота») укачивает Ванечку.
Бабушка Агаша: Уснул Ванечка, положим его в колыбельку и поиграем с котиком.
Игра: «Кот и мыши»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре круга ребенок в шапочке «кота». «Кот» спит, дети идут по кругу со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька кот
Разобьет ваш хоровод.
По сигналу воспитателя «кот» просыпается и догоняет детей. Дети убегают на свои места, на лавочки (играют два раза).
Бабушка Агаша: ребятки отгадайте-ка загадку - «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печка). В старину ее часто называли печь-Матушка и украшали разными узорами. Зачем в избе печь русская? (для тепла, приготовления еды, отдыха). Да, печь и жарит, и варит, и спали на ней, и грелись возле нее. Долгими зимними вечерами собирались в избах русские люди возле теплых печек. Парни и мужики мастерили из дерева ложки, плошки, а девушки и бабы шили, вышивали. После работы молодежь пела песни, играла на музыкальных инструментах, танцевала, водила хороводы. А у меня есть расписные ложечки, да вышитые платочки. Предлагаю вам повеселиться, мальчики поиграют на ложках, а девочки потанцуют с платочками (действия выполняются под русскую народную мелодию). Хорошо повеселились, пора и угоститься. Садитесь все за стол, я нажарила вам вкусных оладушек.
Воспитатель: давайте споем для бабушки.
Ладушки- ладушки,
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Дане два, Маше два,
Ване два, Лизе два,
Мише два, и т. д …
Всем дала.
Спасибо бабушке за угощение, давайте прощаться.
Бабушка Агаша: приходите в гости еще, я буду вас ждать.
Используемая литература: Ю. Б. Сержантова «Комплексные занятия по программе «Детство», Т. В. Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию».