Папки-передвижки

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе «Сказки народов Севера»

Ирина Григорьева
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе «Сказки народов Севера»

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию

в старшей логопедической группе

"Сказки народов Севера" (региональный компонент)

[/b]

Тема: «Сказочный калейдоскоп».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Публикация «Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе „Сказки народов Севера“» размещена в разделах

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы

Цель: формирование у детей нравственно - ценных качеств;

или формирование межличностных отношений и системы нравственных ценностей;

или овладение общечеловеческими ценностями, нормами и правилами поведения.

А может быть - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с северным народными сказками.

Задачи:

образавательные: совершенствовать грамматический строй речи;

формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера;

дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению.

развивающие:

развитие связной речи, обще речевых навыков;

развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;

развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;

развивать координацию движений «глаз – рука»;

вызвать интерес к созданию коллажа;

воспитательные:

побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;

воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.

Предварительная работа:

занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные);

этические беседы;

знакомство с пословицами и поговорками;

игры с мячом: «Кто скорее», «Мяч по кругу»;

игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»;

знакомство с книгой Д, Нагишкина «Амурские сказки»;

знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина;

чтение сказок народов Севера;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.);

чтение сказок народов Севера, обыгрывание;

вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).

просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Севера»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;

обыгрывание этюдов;

показ настольного и конусного театра;

дидактические игры: «А сейчас вы друзья узнаете нас!»;

слушание песни: «В мире много сказок»;

слушание музыкальных композиций;

подготовка к игре - драматизации;

игра – инсценировка этического порядка.

Индивидуальная работа:

развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

Методы:

наглядные (иллюстрации, «картина»);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры);

Материал:

иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.

Оборудование: магнитная доска;

Технические средства: магнитофон.

.

Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

Ход образовательной деятельности:

В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем «здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом.

(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

- И мы с вами? (Россияне).

- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).

Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга, а объединяет наши братские народы - богатое устное народное творчество – фольклор.

- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.

Чтение стихотворения:

Тайга окружила далёкое стойбище,

В нём милый народ с названием орочи!

Со своим непонятным родным языком,

И сказками добрыми, мудрыми обо всём.

Постановка цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.

Дети садятся на стульчики.

- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?

Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.

- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок:

Старик со старухой бедно жили,

О судьбе своей тужили.

Чудо жизнь их изменило –

В чум богатство привалило.

Старухе мало показалось,

Жадной стала и сердитой,

А в итоге ей досталось

тоже самое, что было.

- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).

- Почему птичка - невеличка выполняла их желания? (пожалела).

- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).

-Что не давало покоя старухе? (жадность).

Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:

«Позаришься на чужое - потеряешь своё».

«Дай с ноготок – попросит с локоток».

«Только ума на деньги не купишь».

«Добро неси, а платы не проси».

- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ рисунка). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.

- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).

Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».

Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.

Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).

Сказочная математика.

- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)

- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)

- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)

-Сказки можно рассказать, а можно иллюстрации к сказкам собрать.

Игра: «Собери картинку». (пазлы).

Дети в парах собирают иллюстрацию к сказке.

Вопрос – ответ:

- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).

Ответы детей:

1. Сказка народа Севера «Кукушка».

- Почему мать превратилась в кукушку?

Вспомним крылатые - народные слова:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».

Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.

Игра «Камень – верёвочка».

На слово «камень» - дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» - полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.

2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

- И почему – же звери перестали дружить?

Вспомним крылатые слова:

«Чужая дружба глаза колет».

3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».

- Зачем заяц попросил рога?

Вспомним крылатые слова:

«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».

4. Сказка народа Севера: «Айога».

- Почему Айога превратилась в гуся?

Вспомним крылатые слова:

«Труд кормит, а лень портит».

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,

«Кто не работает, тот не ест».

5. Сказка народа Севера «Два солнца».

- Кого спас охотник?

Вспомним крылатые слова:

«Добро неси, а плату не проси».

Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?

Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна».

Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.

Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» («Хейро»).

6. Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост».

- Так почему – же у сороки длинный хвост?

Вспомним крылатые слова:

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили».

- Как трудился ворон, а как сова?

Вспомним крылатые слова:

«Поспешишь – всех насмешишь».

«Работал спустя рукава».

«На добро добром отвечай».

8. Сказка народа Севера: «Мыргы».

- В чём подвиг героя?

Вспомним крылатые слова:

«Не напрасно героев восхваляют».

9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала».

- И почему же лягушка позеленела?

Вспомним крылатые слова:

«Как стал сыт, так узнал и стыд».

- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.

Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки».

Динамическая пауза (вариант).

Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?

Давайте вспомним подходящие крылатые слова:

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Как вариант: показ сказки народов Севера: «Как лисичка бычка обидела» (конусный театр).

Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».

Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.

- Чему учат нас сказки народов Севера?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

- Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор, и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость,

-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Как вариант:

Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук».

Как вариант: Сказочный дизайн. Коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Сказочный сюрприз.

Вносится, и дариться новая книга сказок.

Как вариант:

Игра: «Солнце вращается» (по типу игры: «Море волнуется»).

Солнце вращается 1, солнце вращается 2, солнце вращается 3: сам себе доброту подари (любовь, дружелюбие).

Публикации по теме:

Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей логопедической группе (фотоотчёт)Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей логопедической группе (фотоотчёт) Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всегда рада встрече с вами на своей страничке! Сегодня хочу представить вашему вниманию материал,который.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по нравственному воспитанию «Ты и твое имя» Конспект нод «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей со своим правом на имя. Задачи. - учить детей применять в жизни свое право на имя;.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра» Цель: Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, мотивировать детей на совершение добрых поступков,.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе «Сказки народов Севера»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 06:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД