Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»

Виктория Шабалина
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

• Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.

• Формировать умение моделировать схему родственных отношений, учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.

• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи „Я и моя семья“» размещена в разделах

• Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).

Коррекционно-развивающие:

Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.

• Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.

• Звуковая культура речи: четко и внятно произносить все звуки родного языка.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.

• Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Оборудование:

Раздаточный материал: схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.

Демонстрационный материал:

плакат с изображением генеалогического древа, фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Семья» (кармашек с характеристиками имен детей в художественном оформлении); групповой «Альбом ласковых имен»

Предварительная работа воспитателя:

- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;

- создание лэпбука «Семья»;

- составление семейных альбомов, группового альбома «Ласковые имена»;

- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», «древа жизни» для практической деятельности детей);

- подбор стихов о родственниках.

Предварительная работа с детьми:

- составление рассказов о своей семье;

- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;

- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;

- чтение художественной литературы;

- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;

- заучивание стихотворений о семье, родственниках;

- беседы с детьми о семье;

- дидактические игры: «Моя семья», «Кто старше?», «Скажи ласково», «От младенчества до старости», «Собери цепочку», «Где-то в большом городе…»;

- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ;

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;

- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь не зевай – свое имя называй!

(дети передают колокольчик друг другу и называют свои имена)

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот как много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.

- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», «Альбом ласковых имен»)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)

- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева.

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)

- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)

- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает в лэпбуке значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра «Рамка»

(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)

Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

Воспитатель: Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины.

В фамилиях различных лиц

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисютин, Раков, Рыбаков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)

- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

Воспитатель: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья – это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

Ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Игра с мячом «А ты мне кто?»

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?». Ребенок ловит мяч и отвечает (Дочка, сын).

Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные (один папа или одна мама). Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (шаг на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

- Чем оно необычно? (изображены люди)

- Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.

- Как называется дерево? Что мы видим на нем?

Психогимнастика

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент – бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Смотрите на дерево: нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек?

- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (папа и мама)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

(дети выполняют упражнения по тексту, стоя)

Воспитатель:

Это что за стрекоза, как горошины глаза,

Влево, вправо и вперед – ну совсем, как вертолет.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.

(дети выполняют работу)

Воспитатель: Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)

3. Итог.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)

- А что такое семья?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группе Цели: способствовать накоплению и обогащению представлений о семье, о празднике «День семьи, любви и верности», о его символе - ромашке;.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 10:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД