Микрюкова Юлия
Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима».
Задачи:
-продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме;
-продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы;
-развивать мелкую моторику рук;
-побуждать детей к бережному отношению к природе;
-продолжать воспитывать художественно-эстетическое восприятие;
-развивать память, внимание, мышление;
-активизировать и пополнять словарный запас по данной теме;
-совершенствовать координацию движений.
Публикация «Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: картинно-графический план; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, неба, солнца, сугробов; музыкальные произведения А. Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Зима», «Святки», «У камелька», «Зимние грёзы», Й. Гайдн «Зима»,В. Гаврилин «Времена года»;бумага и восковые мелки; голубое покрывало; картина «Иней» Ивана Вельца, И. Грабаря «Февральская лазурь» и «Зима» Алексея Саврасова.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, речевая, двигательная.
I. Организационный момент.
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с улыбки день свой начнём!
Вы готовы улыбаться? -Да
Вы готовы заниматься? -Да
На вопросы отвечать? -Да.
Слушать, думать, что-то новое узнать? -Да.
- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Я угадала?
Дети: Да!
-А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку.
Дети: Хотим!
- Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос (дети ложатся на пол, где постелено голубое покрывало)
II. Основной момент.
Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.
-Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима.
Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!
Зима-кружевница весь лес нарядила!
Музыка стихает. Я предлагаю детям открыть глаза и сесть.
-Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
Дети: Да.
- Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
-А давайте вспомним, про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?
(Ответы детей)
-Про что можно сказать:
Морозный… (день, вечер, узор.)
Снежная. (погода, зима, буря, королева, долина, горка)
Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое.)
Ледяные. (горки, реки, озера, сосульки, фигуры.)
-Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся. (Дети встают и выполняют движения с речью, которые учили в течение недели)
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
-Вы согрелись ребята? Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников. Подходят к доске, где развешены картины русских художников.
(Дети вместе со мной подходят к картинам и рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).
Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их название и кто их нарисовал. (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).
А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т. д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Ответы детей: хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.)
-Почему? (ответы детей)
Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
Садитесь на свои места. (Дети садятся за столы)
Сейчас мы вспомним с вами признаки зимы, как меняется все вокруг с приходом этого времени года, но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов.
Работа по картинно-графическому плану (на магнитной доске вывешивается картинно-графический план,
Небо Солнце Деревья
День/Ночь (сутки) Звери/птицы Люди/одежда
а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные. Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку на доску. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают.
- Небо (какое?- серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)
-Солнце (какое?- Светит, но не греет, оно прохладное).
-Облака (какие? - белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).
- Ветер (какой? - сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).
- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).
- День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.
- Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).
- Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки, дети катаются на лыжах, санках, коньках.
- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
-Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).
- Вы много знаете о зиме, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку.
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
Дети: Это снежинки.
-Ребята, а что случится если нам на ладошку снежинка упадет? ( Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).
- Правильно. А как вы думаете, почему снежинка превратится в капельку воды? ( Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).
-Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете, почему снег хрустит?
( Дети: Да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст).
Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький… (снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка -. (снегурка).
На снегу-то, посмотри. -
С красной грудкой… (снегири).
Давайте вспомним, какими «снежные» слова нам встретились в стихотворении?
-Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.
-А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? ( Дети: Да, очень)
Тогда, мы с вами сейчас тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:
Вокруг себя повернись
И в снежинку превратись.
Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами….
(Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку, к своим местам)
-Сейчас мы нарисуем волшебные снежинки. Каждый свою, ведь мы знаем, что двух похожих снежинок не бывает, они все уникальны.
(Играет музыка, дети рисуют снежинки)
Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? ( Дети: да, очень нравятся).
III. Итог занятия :
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
- Понравилось путешествие?
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
-Что-то показалось вам сложным или непонятным?
Давайте на прощанье споем песню про зимушку. (Поём песню, которую готовим к Новогоднему утреннику)