Папки-передвижки

Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима»

Микрюкова Юлия
Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Зима».

Задачи:

-продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме;

-продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы;

-развивать мелкую моторику рук;

-побуждать детей к бережному отношению к природе;

-продолжать воспитывать художественно-эстетическое восприятие;

-развивать память, внимание, мышление;

-активизировать и пополнять словарный запас по данной теме;

-совершенствовать координацию движений.

Публикация «Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Зима“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: картинно-графический план; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, неба, солнца, сугробов; музыкальные произведения А. Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Зима», «Святки», «У камелька», «Зимние грёзы», Й. Гайдн «Зима»,В. Гаврилин «Времена года»;бумага и восковые мелки; голубое покрывало; картина «Иней» Ивана Вельца, И. Грабаря «Февральская лазурь» и «Зима» Алексея Саврасова.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, речевая, двигательная.

I. Организационный момент.

Встанем вместе, встанем в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко ладошку к ладошке прижмем

И с улыбки день свой начнём!

Вы готовы улыбаться? -Да

Вы готовы заниматься? -Да

На вопросы отвечать? -Да.

Слушать, думать, что-то новое узнать? -Да.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Я угадала?

Дети: Да!

-А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку.

Дети: Хотим!

- Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос (дети ложатся на пол, где постелено голубое покрывало)

II. Основной момент.

Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.

-Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима.

Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!

Зима-кружевница весь лес нарядила!

Музыка стихает. Я предлагаю детям открыть глаза и сесть.

-Вы сумели увидеть зимнюю сказку?

Дети: Да.

- Какую зиму вы представили?

Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.

-А давайте вспомним, про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?

(Ответы детей)

-Про что можно сказать:

Морозный… (день, вечер, узор.)

Снежная. (погода, зима, буря, королева, долина, горка)

Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое.)

Ледяные. (горки, реки, озера, сосульки, фигуры.)

-Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся. (Дети встают и выполняют движения с речью, которые учили в течение недели)

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

(Дети выполняют соответствующие движения)

-Вы согрелись ребята? Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников. Подходят к доске, где развешены картины русских художников.

(Дети вместе со мной подходят к картинам и рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).

Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их название и кто их нарисовал. (Ответы детей).

Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)

Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)

Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?

Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).

А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т. д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Ответы детей: хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.)

-Почему? (ответы детей)

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

Садитесь на свои места. (Дети садятся за столы)

Сейчас мы вспомним с вами признаки зимы, как меняется все вокруг с приходом этого времени года, но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов.

Работа по картинно-графическому плану (на магнитной доске вывешивается картинно-графический план,

Небо Солнце Деревья

День/Ночь (сутки) Звери/птицы Люди/одежда

а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные. Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку на доску. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают.

- Небо (какое?- серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

-Солнце (какое?- Светит, но не греет, оно прохладное).

-Облака (какие? - белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

- Ветер (какой? - сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

- День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

- Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).

- Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки, дети катаются на лыжах, санках, коньках.

- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

-Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

- Вы много знаете о зиме, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали.

Дети: Это снежинки.

-Ребята, а что случится если нам на ладошку снежинка упадет? ( Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).

- Правильно. А как вы думаете, почему снежинка превратится в капельку воды? ( Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

-Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете, почему снег хрустит?

( Дети: Да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст).

Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом снег.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поселки, на лужок

Выпал беленький… (снежок.)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка -. (снегурка).

На снегу-то, посмотри. -

С красной грудкой… (снегири).

Давайте вспомним, какими «снежные» слова нам встретились в стихотворении?

-Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.

-А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? ( Дети: Да, очень)

Тогда, мы с вами сейчас тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:

Вокруг себя повернись

И в снежинку превратись.

Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами….

(Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку, к своим местам)

-Сейчас мы нарисуем волшебные снежинки. Каждый свою, ведь мы знаем, что двух похожих снежинок не бывает, они все уникальны.

(Играет музыка, дети рисуют снежинки)

Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? ( Дети: да, очень нравятся).

III. Итог занятия :

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.

Вокруг себя повернись,

В детский садик возвратись.

- Понравилось путешествие?

- О каком времени года мы говорили?

- Что нового и интересного узнали?

-Что-то показалось вам сложным или непонятным?

Давайте на прощанье споем песню про зимушку. (Поём песню, которую готовим к Новогоднему утреннику)

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Пришла зима» Тема: «Пришла зима». Цель: сформировать целостное представление о зиме, о зимних природных явлениях. Задачи: - Образовательные: закрепить,.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Презентация на тему «Зима» к конспекту по развитию речи в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "Зима". Её я подготовила и использовала, как приложение к занятию по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 05:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Микрюкова Юлия (УИ 2146052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД