Захарова Анастасия
Конспект логопедического фронтального занятия «Звук [л]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического фронтального занятия «Звук [л]. Буква Л»
Тип занятия :
занятие по закреплению знаний, умений и навыков.
Цель:
Познакомить детей со звуком Л и буквой Л
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], и написание буквы Л;
- расширять и уточнять предметный словарь
Публикация «Конспект логопедического фронтального занятия „Звук [л], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
-познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы,
- развивать навык звукового анализа и синтеза слов со звуком [л],
-учить детей произносить звук Л в слогах, словах, чистоговорках;
-упражнять в выделении звука Л в начале, середине и конце слов;
- развивать мышление, память, воображение;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Оборудование: компьютер, картинка Лунтика, картинка луны, зеркала, мяч, синие и зеленые карточки, для характеристики звуков, картинки насыщенные звуками Л и Ль (лук, лак, лыжи, колобок, лиса, лейка, лев, лось, ландыш, лужа, ложка, лопата, колесо, полено, лопата, стол, стул, тетради, простые карандаши, счетные палочки
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед : Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (показывается картинка Лунтика). Вы знаете кто это?
Дети: Да. Это Лунтик.
Логопед : Друзья, Лунтик хочет загадать нам загадки. Нам нужно попробовать их отгадать.
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звёзд всегда одна.
Дети: Это луна. (показывается картинка луны)
Логопед : Молодцы, ребята, правильно. Лунтик как раз прилетел к нам с луны. А какой первый звук вы слышите в слове луна?
Дети: Первый звук в слове луна, это звук л.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Ребята, а сейчас возьмите свои зеркала, и произнесите перед зеркалом звук л. Какое положение принимали ваши губы, зубы и язычок?
Дети:
1 ребенок. Язычок находится за верхними зубами, губы в улыбке.
2 ребенок. Губы в улыбке, а язычок между зубами.
Логопед. Вы, конечно, молодцы, но не у всех были правильные ответы.
Логопед. Сейчас я вам покажу правильный профиль звука л, и расскажу, как его правильно произносить. При произнесении звука л кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Логопед. Чтобы правильно произнести звук л, нам надо потренировать наш язычок специальными упражнениями: «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Покусай кончик языка»,«Блинчик», «Чашка», «Парус».
Логопед. А сейчас мы все вместе постараемся правильно произнести звук л, следуя моим указаниям, сначала шепотом, затем вполголоса, в заключении громче.
Дети произносят вместе звук л.
Логопед. Молодцы, ребята. А где вы могли услышать этот звук? Что издает этот звук?
Дети:
1 ребенок. Это теплоход.
2 ребенок. Это звук самолета.
Логопед. Ребята, возьмите зеркала, еще произнесите звук л, и определите, какой он: гласный или согласный?
Дети. Звук л - согласный звук.
Логопед. Вспомните, какие бывают согласные звуки?
Дети. Звонкие и глухие. Твердые и мягкие.
Логопед. Молодцы, правильно.
Логопед. А сейчас дайте характеристику согласному звуку л.
Дети. Звук л – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед. Правильно. А может ли быть звук л и мягким? Попробуйте произнести звук л мягко.
Дети. Произносят звук л мягко.
Дети. Звук л может быть и мягким.
Логопед. Правильно. А каким цветом мы будем обозначать мягкий звук ль?
Дети. Мягкий ль обозначаем зеленым цветом.
Логопед. Итак, ребята, звук л – согласный звук, так как при его произнесении воздух, проходя через рот, встречает препятствие – кончик язык; звонкий (горлышко дрожит); может быть как твердым л, так и мягким ль.
3. Игра «Услышь звук» (в слогах, словах, с использованием сигнальных карточек)
Логопед : Ребята, поможем Лунтику определить,где звук Л мягкий, а где твердый. Я буду произносить слова, а вы слушайте внимательно. Если услышите слова с твердым звуком, поднимите синий квадратик, а если мягкий- зеленый квадрат.
4. Произношение в чистоговорках (слоги и слова)
Логопед : Молодцы. А сейчас наш друг Лунтик хочет послушать какие вы знаете чистоговорки. Повторяйте за мной.
Ла-ла-ла- Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло-у нас в комнате тепло.
Лу-лу-лу- сидит кукла на полу.
Лы-лы-лы- чисто вымыты полы.
5. Раздели слова на слоги.
Логопед : Лунтик рад, что услышал от вас чистоговорки. А теперь он просит вас разделить слова на слоги. Смотрим на картинки и делим их на слоги хлопками.
1 ребенок: В слове белка 2 слога (хлопает)
2 ребенок: В слове лук один слог (хлопает)
Логопед : Вы все большие молодцы.
6. Игра «Назови ласково»
Логопед : Лунтик предлагает вам поиграть с мячом. Я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне обратно это слово назовите ласково.
1 ребенок: лук-лучок
2 ребенок: белка-белочка
7. Физминутка.
Логопед : Молодцы. Ребята, наш гость Лунтик немного устал. Сейчас мы вместе с ним отдохнем.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять –руками помахать.
Шесть- за столик сесть опять.
8. Определи место звука в словах.
Логопед : Посмотрите внимательно на экран. Сейчас мы с вами будет определять, где в этих словах находится звук Л, в начале, в середине или в конце.
1 ребенок: В слове лом звук Л находится в начале слова.
2 ребенок: В слове белка звук Л находится в середине слова.
3 ребенок: В слове стул буква Л находится в конце слова.
9. Звуковой анализ и синтез. (вслух)
Логопед : Молодцы. Лунтик придумал для вас следующее задание.
Послушайте внимательно и ответьте. Например: берем звук Л и звук У, что мы получим?
1 ребенок: слог лу
Логопед : А если возьмем звук Л и звук О?
2 ребенок: слог ло
Логопед : Правильно. В слоге ЛО какой первый звук? Какой второй звук? Каким цветом обозначим?
1 ребенок: первый звук Л. Это согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
2 ребенок: второй звук О. Гласный звук, обозначается красным цветом.
10. Знакомство с буквой (вспомнить что такое буквы, показать, на что похожа эта буква, прочитать стихотворение про букву)
Логопед : Молодцы. Напомним теперь Лунтику, что такое буквы, а что такое звуки?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед : Посмотрите на экран. (показ буквы Л)
Как вы думаете на что похожа буква Л?
1 ребенок: на крышу.
Логопед : Хорошо. Послушайте вот такой стишок.
На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Летом легкий лист летел,
Приземляться не хотел.
11. Выкладывание буквы из счетных палочек.
Логопед : Теперь мы с вами вместе с Лунтиком выложим нашу букву Л из счетных палочек.
12. Работа с тетрадями.
Логопед : Молодцы. Ребята, покажем Лунтику как мы умеем писать? Открываем все свои тетради и пишем букву Л.
13. Итог занятия
Логопед : Молодцы. Но наше занятие подходит к концу. Нашему гостю Лунтику пора улетать обратно на луну. Попрощаемся с ним!
Дети: До свидания! Пока!
Логопед : Скажите какие задания вам понравились?
1 ребенок: писать в тетрадях.
2 ребенок: играть с мячом.
Логопед : Все большие молодцы! До свидания!
Дети: До свидания!