Екатерина Маранова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ Великосельский детский сад№14
индивидуально-подгруппового занятия
в старшей группе
«Автоматизация звука [Л] в словах. Масленица»
Подготовила: учитель-логопед Маранова Е. Н.
Тема: «Масленица».
Цель: автоматизация звука [Л] в словах.
Задачи:
1. Корекционно-образовательные:
- уточнять представление об артикуляционном укладе звука [Л] и букве, его обозначающей;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в словах, Масленица“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- уточнять представление детей о празднике Масленица;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- пополнять словарный запас детей.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать речевое дыхание;
- закреплять четкое произношение звука [Л] в словах;
- развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;
- совершенствовать навыки звукового анализа слова;
- развивать общую и тонкую моторику;
- развивать мышление, внимание, память, воображение.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать уважение к русским-народным традициям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
- воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, способствовать сплочению детского коллектива;
- воспитывать аккуратность и гигиенические навыки.
Предварительная работа учителя-логопеда: разучивание комплекса артикуляционной гимнастики; разучивание текста упражнения на развитие мелкой моторики «Пирог»; знакомство с артикуляторными и акустическими признаками звука [Л] и буквой, его обозначающей.
Предварительная работа воспитателя: знакомство с лексической темой «Масленица».
Методы и приемы: игровой; наглядный; практическая деятельность детей; вопросы к детям; словесная игра; использование художественной литературы.
Оборудование: столы; стулья; индивидуальные зеркала; салфетки; сухой бассейн с рисом.
Дидактические и раздаточные материалы:
предметные картинки: ландыш, лотос, лаванда; логопедическая дидактическая игрушка - кот Музик; пособие на совершенствование речевого дыхания «Горячий чай»; изображения блинов; предметные картинки на автоматизацию звука [Л] в прямом слоге в начале, середине слова и при стечении согласных: ложка, лавка, лыжи, малыш, халат, молоко, юла, кукла, метла, платье, клубок, глаза; картинки на автоматизацию звука [Л] в прямых слогах в сложных словах (трехсоставных) и обратных слогах с двусторонним скотчем: яблоко, колокол, клубника, пенал, факел, узел; юла; куколка масленицы; ленточки красного, желтого, зеленого цвета; карусель из детского зонта.
Словарь: ландыш, лаванда, лотос, масленица, встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, прощеное воскресенье.
Ход:
I. Организационный блок (3 мин).
Логопед:
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
Л: сегодня мы с вами немножко попутешествуем. А куда мы отправимся, вы мне сейчас скажете.
Слушайте внимательно:
Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы с вами отмечаем?
Д: Масленицу.
Л: Да, сегодня мы отправимся в путешествие по масленичной неделе, а поможет нам волшебная карусель.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
II. Основной блок (20 мин).
А вот и первая остановка: «Встреча».
- Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Л: Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник – встреча. Встречали Масленицу. Делали куклу – Маслену, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. А мы с вами сейчас встретим звук, закреплять который мы будем.
Упражнение на звуковой анализ слова и конструирование графического образа буквы.
Л: А для этого выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которого начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук. Давайте назовем картинки по очереди: ландыш, лаванда, лотос. А как можно назвать эти слова, одним словом?
Д: Цветы.
Все верно. Послушайте внимательно их еще раз: ландыш, лаванда, лотос.
Какой первый звук в этих словах?
Д: Звук [Л].
Л: Все верно. Дети, вспомните правило про звуки и буквы.
Д: Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем.
Л: Хорошо. Наверное, вы уже догадались, какой звук мы будем закреплять.
Д: Звук [Л].
Л: Какой он согласный или гласный?
Д: Согласный.
Л: Почему?
Д: Его нельзя спеть, язычок на пути встречает преграду.
Л: А теперь напишите с помощью шнура-затейника букву Л.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
Л: Хорошая работа! А нам нужно отправляться дальше. Вставайте под карусель скорее.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
Следующая остановка «Заигрыш».
- Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник - заигрыш. Все ходили в гости, угощали друг друга пирогами и, конечно же, блинами. Катались с гор и играли в разные игры. И мы сейчас с вами поиграем.
Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием сухого бассейна.
«Пирог»
Падал снег на порог. Медленно опустить ладони в бассейн,
захватить рис щепотью, поднять на высоту 10 см,
разжать пальцы, 2 раза.
Кот слепил себе пирог. Выполнить собирательные движения,
«лепить» из риса пирог, 2 раза.
А пока лепил и пек, «Бежать» пальчиками по рису.
Ручейком пирог утек. Выполнить плавные поглаживающие движения.
Пирожки себе пеки. Выполнить собирательные движения,
«лепить» из риса пирог, 2 раза.
Не из снега – из муки. Разгладить поверхность бассейна.
Л: Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше. Вставайте скорее под карусель.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
-А вот и следующая остановка, «Лакомка».
Кто мне скажет, почему она так называется?
(Дети отвечают).
- В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним «лакомую» артикуляционную гимнастику (Звучит мяуканье кота).
Артикуляционная гимнастика.
Л: Посмотрите, кто же это пришел к нам.
Д: Кот.
Л: Да, это кот Музик. Он услышал, что мы про него говорили и собрались делать что-то «лакомое» и хочет с нами. Возьмем его?
Д: Да!
Упражнение «Месим тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто ждём, ждём, ждём,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать блины поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
– Не пора ли вынимать?
Описание упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя. Медленно двигать язык вперед – назад. Повторить 10 раз.
Тесто приготовили.
Упражнение «Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем мы с вареньем,
Это просто объедение.
Описание упражнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Повторить 5 раз.
Упражнение «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслаждением –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Повторить 10 раз
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Описание упражнения: рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Повторить 5 раз.
Л: Ой, смотрите, наш Музик наелся и уснул. Давайте не будем ему мешать, будем чай мы допивать.
Упражнение на совершенствование плавного ротового выдоха.
Л: У меня есть чашечки, чай в них горячий. (Пособие «Горячий чай»). Нужно его остудить.
Воздух носиком вдыхаем,
Через ротик выпускаем,
Щеки мы не надуваем,
Плечи мы не поднимаем.
(Повторить 3 раза).
Подкрепились, отправляемся дальше.
Вставайте под карусель.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
- Как вы думаете, как называется следующая остановка?
- «Разгуляй».
Л: Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование: «Кто больше блинов напечет?»
Автоматизация звука [Л] в прямом слоге в начале, середине слова и при стечении согласных.
Словарь: ложка, лавка, лыжи, малыш, халат, молоко, юла, кукла, метла, платье, клубок, глаза.
Л: У меня на сковороде блины, каждый по очереди берет блин и называет слово, изображенное на его задней стороне, правильно произнося звук [Л]. Если вы называете слово правильно, то кладете блинчик себе на тарелку.
Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои блинчики.
Победила дружба! А мы отправляемся дальше.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
Остановка «Вечерки», «Посиделки».
Л: Как вы понимаете слова – вечерки и посиделки?
Пятница, суббота – вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники, вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
И мы сейчас с вами устроим «звуковой» хоровод.
Автоматизацию звука [Л] в прямых слогах в сложных словах (трехсоставных) и обратных слогах.
Словарь: яблоко, колокол, клубника, пенал, факел, узел.
Л: Берите по очереди картинки, называйте их, правильно проговаривая звук [Л], отклеивайте скотч и крепите их к юле.
(Дети выполняют задание)
А теперь давайте раскрутим наш хоровод.
Веселятся все вокруг,
Звуки встали дружно в круг,
С Масленицей поздравляют!
Красиво говорить желают!
III. Итоговый блок (2 мин).
Л: Нас ждет последняя остановка.
На веселой карусели
Прокатиться дети сели.
Карусель крутись, крутись,
Где скажу, остановись.
- «Прощеное воскресенье».
- Как вы думаете, почему так называется это остановка?
-Воскресенье - прощеный день. Это проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться, обниматься и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это.
И я вам предлагаю обняться.
Обнимайте друг друга почаще
и дарите друг другу тепло,
пусть глаза на вас люди таращат -
обнимайтесь всем бедам на зло.
в лютый зной и в холодную стужу,
каждый день, каждый час, каждый миг,
обнимайте друзей и подружек,
обнимайте любимых своих.
Паша Броский.
Логопед ставит куколку Масленицы на стол.
Л: На этом наше занятие подошло к концу. Если оно вам понравилось украсьте куколку Масленицы красной лентой. Если что-то было не так, зеленой. Если вам было не интересно и ничего не понравилось – желтой.