Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Расширение семантического поля слова Гриб»

Ирина Сорокина
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Расширение семантического поля слова Гриб»

Тема: Расширение семантического поля слова «ГРИБ»

Задачи: активизировать и обогащать словарь детей через уточнение значений слов-признаков, слов-действий; учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы); формировать умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы); вырабатывать способность употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации; развивать умение объяснять смысловую связь между словами; воспитывать познавательный интерес к содержательной стороне слова.

Ход

1. Игра «Отгадай загадку»

Стоит Антошка на одной ножке.

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Расширение семантического поля слова Гриб“» размещена в разделах

- Как догадался? Что есть у гриба? (шляпка, ножка).

2. Игра «Угадай гриб по описанию»

Рассмотри картинки. Можно их назвать грибами? Почему?

Какой гриб я нашла, угадай, покажи и назови: красная шляпка, серая толстая ножка. (Подосиновик)

Теперь ты расскажи, какой гриб нашёл, но гриб не называй.

3. Игра «Съедобные – ядовитые»

Съедобные грибы клади в корзинку и приговаривай: «Белый гриб – съедобный гриб, …».

Назови, какие грибы остались. Почему?

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы (подбери и назови как можно больше слов-действий? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают… И т. д.)

Нож, кастрюля, сковорода, бочка, нитки.

5. Игра «Какой - какая?»

Образуй слово-признак от слова ГРИБ по образцу:

Что готовят из грибов?

Суп из грибов – грибной суп

Икра из грибов – грибная икра

Запеканка из грибов –

Салат из грибов -

6. Игра «Словодел»

Образуй слово-признак от слова-действия

Что можно делать с грибами? Какие они получатся?

Варить – варёные грибы

Жарить – жаренные грибы

Мариновать – маринованные грибы

Сушить – сушёные грибы

Солить – солёные грибы

7. Упражнение «Подбери слово, которое образовано от слова ГРИБ»

Ответь на вопросы:

Как мы назовём маленький гриб? (грибок, А ещё меньше? (грибочек)

Как называют дождь, после которого растёт много грибов? Какой дождь? (грибной)

Как называют место, где растёт много грибов? Какое место? (грибное)

Как называют человека, который собирает грибы? (грибник)

Без какого короткого слова не было бы этих слов? (гриб)

8. Игра «Поймай слово»

— Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, образованное от слова гриб.

Грибники собирают грибы и грибки,

Они бродят в грибном лесу,

Проверяют внимательно даже пеньки,

Но грибницу домой не несут.

(Л. Г. Парамонова)

9. Игра «Аукцион слов»

Внимание, внимание проводится аукцион, на продажу выставляется замечательная игрушка ГРИБ. Кто назовёт большее количество слов, отвечающих на вопрос: Какой гриб?

Каждый отвечающий берёт фишку.

Белый гриб, красный гриб, съедобный гриб, ядовитый гриб, толстый гриб, тяжёлый гриб, гладкий гриб, мохнатый гриб, крепкий гриб, запашистый гриб…

10. Игра «Скажи по-другому» (С мячом.)

Душистый гриб - (ароматный гриб, запашистый гриб, и т. д.)

Большой гриб - (высокий гриб, толстый гриб, огромный гриб и т. д.)

11. Игра «Скажи наоборот»

Гриб большой, а грибочек (маленький)

Маленький грибочек крепкий, а старый гриб (рыхлый)

Маленький грибочек твёрдый, а старый гриб (мягкий)

12. Игра «Добавь словечко»

Сейчас составим рассказ о грибах, используя слова, которые мы называли во время игр. Я буду рассказывать, а вместо пропущенного слова звонить в колокольчик, догадайся, какое слово нужно добавить, подходящее по смыслу.

Осенью дедушка Егор с внуком Ваней очень любят собирать … Дедушка Егор в деревне лучший … (грибник). После теплого … дождика они идут в лес и собирают в корзину разные съедобные … Ваня быстро находит подосиновики, подберёзовики, а белые … Ване помогает найти дед. Ядовитые … обходят стороной, пусть растут, они тоже пользу приносят лесу. Ваня собирает большие крепкие … и средние, и маленькие … Дедушка проверяет, нет ли гнилых и червивых … в корзинке. Зимой дедушка и Ваня с удовольствием едят ароматный … суп и вспоминают о красивых … местах, где находили много разных …

Как можно назвать этот рассказ?

13. Игра «Говори не торопись – и смотри не ошибись!»

На горе растут дубы, под горой растут грибы. (И. Демьянов)

14. Итог.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Волшебные слова» Конспект занятий по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова" Воспитатель.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Насекомые» для работы с ребёнком старшего дошкольного возраста Цель занятия – закрепить у ребёнка речевые навыки и умения, формируемые в течение учебного года, обратить его внимание на ещё имеющиеся.

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Р]» Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук [Р]. Задачи: Образовательные • Уточнить представления ребёнка о звуке [Р];.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]» (для детей старшего дошкольного возраста) Обучающие.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста ОНР «Путешествие на весеннюю полянку» Образовательная область: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Цель: Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.

Конспект логопедического занятия «Изучаем традиции своего народа. Пасха на Руси» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: познавательное и речевое развитие. Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, традициями и.

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР Цель: образование однокоренных слов. Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - закреплять представления о зиме, зимних признаках.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Насекомые. Звук [Р]» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Тема. Насекомые. Звук Р Цель. Автоматизация.

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР «Звуки [М], [М’]» Тема: Звуки М,Мь. Цель: Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков М, Мь в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ] в словах, предложениях с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» Форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Расширение семантического поля слова Гриб»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 17:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД