Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы по теме «Насекомые»

Шеховцова Нина
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы по теме «Насекомые»

Конспект логопедического занятия.

Тема: "Насекомые"

Цель: научить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему.

Задачи занятия:

- продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи, употребление существительных в родительном падеже;

- активизировать словарь по теме «Насекомые»;

-развивать память, внимание, словесно-логическое мышление на примере упражнений «Чудесный сундучок», «Скажи наоборот», «Составление описательного рассказа о насекомых» «Четвертый лишний»;

- развивать словообразование и словоизменение;

- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

- расширять и активизировать словарь по теме;

- воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых;

Сюжетная линия: — сказка «Путешествие Муравьишки»

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки – муравейник, дерево – дуб, предметные картинки с изображением насекомых муравей, кузнечик, бабочка, жук, гусеница; сундук – картинка.

Ход занятия:

1. Организованный момент.

Логопед и дети входят в группу.

- Здравствуйте дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

2.Основная часть:

Дети, к нам приполз муравей и просит помощи.

Послушайте его историю:

На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв. И был там один маленький любопытный Муравьишка. В один солнечный день он решил попутешествовать. Выполз он из муравейника и увидел прекрасную бабочку и так ей увлёкся, что ушёл далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, и он начал беспокоиться, как успеть до темна, добраться до дома, и пошёл быстрее. Навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома, т. к. он заблудился.Кузнечик ему ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».

Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать задание сам, ему нужна помощь.

-Можем мы ему помочь?

3. Давайте, ребята, поможем муравью выполнить его задания «скажи наоборот».

Подбор слов-антонимов.

- Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч

обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

Молодцы, ребята, помогли Муравьишке.Кузнечик перевез его через речку на полянку и сказал: «Я не могу везти тебя дальше, меня дома маленькие детки ждут».

-Молодцы, вы справились и помогли Муравьишке, ему очень нравиться на полянке. Но у него здесь мало друзей насекомых.

Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать?

-Мы можем поиграть в игру «Один-много».

Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.

5. Образование существительных в форме множественного числа.

Муха – много мух

Бабочка – много бабочек

Комар – много комаров

Оса- много ос

Кузнечик – много кузнечиков

Пчела – много пчел

Стрекоза – много стрекоз и т. д.

-Мы с вами нашли много друзей нашему Муравьишке, но ему надо вернуться домой к маме и папе. Послушайте что было дальше.

6. Идёт он себе, идёт, навстречу ему летит жук.

Попросил муравей его довезти до муравейника.Жук согласился и сказал: «Моим детишкам в школе задали очень трудное задание, если ты мне поможешь, то и я не откажу тебе в помощи.» Задумался муравей, ведь он не умеет выполнять сложные задания, а домой к маме и папе очень хочется.

-Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца?

-Да.

-Вот какое задание задали детишкам жука в школе: «Нужно из слов, которые я вам буду называть, определить лишнее слово, то которое не относится к насекомым и объяснить свой выбор».

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать.

Молодцы, справились, помогли муравью.

-Пригорюнился наш Муравьишка, боится, что не успеет домой до захода солнца. Давайте развеселим и преободрим его, мы все встанем,превратимся в насекомых и исполним его любимый танец.

7.Физкультминутка:

«Полосатая пчела»

Прилетела к нам вчера (частые взмахи руками)

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек (взмахи более редкие)

И веселый мотылек (взмахи руками от плеча)

Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи)

От усталости упали (сели на корточки)

8. Мы с вами по танцевали. А сейчас послушайте, что произошло дальше с нашим Муравьишкой.

Оставил жук муравья на ветке могучего дуба. Посмотрел он вниз и увидел, как высоко над муравейником он находится. Спустился он на другую ветку, по которой ползла гусеница. Попросил он гусеницу спустить его вниз.Она ответила: «Если выполнишь моё задание правильно, то помогу тебе добраться донизу».

-Ребята, вы хотите узнать какое задание попросила выполнить Муравьишку гусеница?

-Да

-Гусеница дала нам вот такой чудесный сундучок и просила вынуть из него только те картинки, которые относятся к насекомым. Вынимать по одной картинке со словами «Моя», «Мой». Если вам попадется картинка не насекомого, то говорить слова «Не мой» или «Не моя».

Игра «Чудесный сундучок»

-Справились. Молодцы. А вы хотите узнать, зачем гусенице понадобились картинки именно насекомых.

-Да

-Ее пригласил на День Рождения Жук, который уже помог нашему Муравьишке, вот гусеница и решила подарить ему картинки с насекомыми, чтобы жук повесил их у себя в домике и любовался своими друзьями-насекомыми. Жук ведь тоже насекомое, ведь так, дети?

Так наш друг Муравьишка добрался до подножья дуба. Солнце садилось, сгущались сумерки. Ему нужно было быстрее попасть в муравейник, потому что, когда становилось темно, все выходы и входы в муравейнике закрывались и охранялись грозными солдатами.

9. Муравьишка побежал к последней отрытой двери,которую уже закрывал солдат муравей и жалобным голосом закричал: «Пустите меня домой! Меня ждут папа и мама!».А солдат муравей ему ответил: «Выполни моё задание, тогда пущу!»

Муравей очень устал и поэтому не мог думать о задании. Он хотел поскорее увидеть своих любимых родителей.

Поможем муравью? Да.

-Солдат-муравей с детства любил рассказы, вот и предложил нашему Муравьишке такое задание. И ему в помощь он дал схему. Давайте выберем любую картинку с изображением насекомого и по цепочке будем составлять рассказ. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете на него полным ответом. А затем один кто-нибудь из вас расскажет солдату-муравью полностью рассказ, какой у нас получился.

-Составлениеописательного рассказа о насекомых по схеме:

- Составляем вместе рассказ о пчеле:

Пчела это насекомое, они живут в ульях. Пчела маленького размера.У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Всё тело покрыто волосками. Пчелы питаются нектарам, пыльцой. Пчелы очень полезны, они нужны для опыления растений.

Дети: божья коровка, бабочка, муха, кузнечик.

10. Итог занятия.

Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму.

-А для чего мы их выполняли?

-Какие задания мы выполняли чтобы помочь Муравьишке?

-Какие задания вам больше понравились?

-Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы по теме «Мебель» 1. Организационный момент: сядет тот, кто назовет один предмет мебели (кровать, диван, стул и т. д.) 2. Основная часть: Активизация существительных.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в средней группе «Краски весны» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в средней группе Тема «Краски весны»Цель : уточнить и обобщить знания детей.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ТНР «В гостях у царевны Несмеяны» Тема. В гостях у Царевны – НесмеяныКоррекционно-образовательные цели: повышение речевой активности детей. Закрепление навыков практического.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме «Зима» Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по теме «Зима». 2017г. Воспитатель: Немцева Анна Владимировна.

Конспект занятия по развитию речи с детьми младшей группы «Насекомые» Цель: Познакомить детей с насекомыми: божья коровка, бабочка, шмель, жук; --Закреплять знания частей насекомых: голова, усики, крылья, туловище,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные наших лесов»Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные наших лесов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пришла осень» Задачи: Образовательные: -Обобщить представления детей об осени как времени года, о ее признаках. -Уточнить представления детей о сезонных.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы по теме «Насекомые»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 15:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Фотоотчёт «Новогодняя карусель»
Приглашаю вас, мои милые друзья и коллеги, на наши Новогодние утренники. Новый год – это время волшебства, доброй сказки и ожидания чуда. Один из самых...
Детский мастер-класс по конструированию из бросового материала поделки «Рукавичка для...
Коробки — самый доступный и простой материал для детского творчества. Каждый день в доме появляется как минимум несколько разновидностей коробок. Это могут...
Сценарий развлечения «Игры в зимнем лесу со Снежной бабой»
Мероприятие проводится в музыкальном зале, где стоят елочки и деревья – это зимний лес. Дети входят в зал встают по всему залу. Дети Здравствуй елочка...