Получи документы

Конспект логопедического занятия по формированию ЛГ категорий языка с детьми старшего дошкольного возраста «Посуда»

Надежда Яшина
Конспект логопедического занятия по формированию ЛГ категорий языка с детьми старшего дошкольного возраста «Посуда»

Цель: закрепление знания детей о посуде, через игровые приёмы по формированию лексико – грамматической стороны речи.

Коррекционно-образовательные:

- уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана;

- закреплять обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда;

- активизировать словарь по теме «Посуда»;

Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию ЛГ категорий языка с детьми старшего дошкольного возраста „Посуда“» размещена в разделах

- совершенствовать грамматического строя речи: упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительными; в образовании относительных прилагательных от существительных; закреплять умение детей образовывать существительные с суффиксами - -ниц-, -онк-, -ик; продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением; упражнять в согласовании слов в предложении; закреплять навык употребление предлогов и предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, речевое дыхание, мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии, самостоятельность, инициативность и доброжелательность;

- воспитывать навыки активности, сотрудничества в игре и на занятии, умение слушать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование

Мультимедийная установка, аудиозаписи (появление Федоры, костюм Федоры, предметные картинки с изображением посуды, мяч, карточки для игры «2,5», схемы предлогов, пластиковые стаканы и ложки по количеству детей, конверты с разрезными картинками.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед :- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

- Давайте скажем всем: «Доброе утро!» и начнём наше занятие. Послушайте стихотворение К. Нефёдовой «Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке,

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница! Ребята, скажите, для чего нужна посуда?

Дети: - Из посуды едят и пьют. В посуду еду кладут. В посуде варят, жарят и пекут.

Логопед : - А какие действия можно выполнят ещё с посудой? Подберите слова-действия что можно делать с посудой?

Дети: - Купить, принести, поставить, расставить, хранить, доставать, вытирать, разбить.

II .Сообщение темы. Вводная беседа.

Стук в дверь. (Под тревожную музыку в группу вбегает Федора и плачет).

Логопед : - Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора: (сквозь слезы) - От меня убежала посуда.

Логопед : - Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: - Это бабушка Федора.

Логопед : - Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Чуковский).

Федора: - Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли. А царь Самовар так разозлился, что написал мне письмо, где указал, что не венет мне посуду пока я не выполню все его задания.

Логопед : - Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

Логопед : - А какая она должна быть? (чистая).

Логопед : - Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно, разве ты не знаешь? Да и дома у тебя,наверно, беспорядок. Поможем Федоре вернуть посуду.

Дети: – Да!

Логопед : - Для этого вам нужно выполнять разные задания.

Федора: - Ой, ребятки, спасибо! Вы такие хорошие! И умненькие, наверно. Тогда я побегу домой, наведу везде порядки.

Логопед : - Хорошо, Федора! Поторопись! Наши дети много знают и, думаю, справятся с заданиями царя Самовара.

Логопед : - Ну что, ребята, готовы?

1. А для разминки 1 задание. Каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная).

-Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки).

- Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).

- Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку). (Слайд 1)

- Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

2. Логопед : - Пусть предметов посуды у Федоры осталось не так много, но заботиться о них необходимо. А сделаем мы это с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

- Молодцы, Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.

3. Логопед : - Посуду можно делать из различных материалов. Как вы думаете, из каких? (Ответы детей) Следующее задание «Быстро отвечай». Я бросаю мяч, а вы отвечаете на вопрос.

Игра с мячом.

Ложка из дерева –

Чашка из фарфора –

Ваза из хрусталя –

Терка из металла –

Стакан из стекла –

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

4. Логопед : - Задание, которое мы будем выполнять называется "Что лишнее?" (Слайд 2) Что вы видите? Перечислите картинки.

- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки.

- Что лишнее и почему?

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

- А из остальной посуды?

- Можно пить.

- Верно. Молодцы!

(Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая).

5. Логопед : - Следующее задание «Определи по контуру». (Слайд 3) Вы должны назвать предмет посуды, который нарисовал царь Самовар и его назначение. (Это тарелка – столовая посуда и т. д.)

6. Для различных продуктов и блюд нужна своя посуда. Давайте поможем Федоре выполнить задание царя Самовара. Положите продукт в соответствующую посуду. Отвечайте предложением. И не забудьте про маленькое слово.

Дети: - Хлеб положу В хлебницу. Перец насыплю В перечницу. Сахар положу В сахарницу….

Логопед : - А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни -разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки верх, сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс. делают большой круг.

7. Логопед : - Царь Самовар хитрый. Задания непростые придумал. Слушайте следующее. У вас на столе есть схема - предлога. Составьте предложение с вашим предметом посуды (не забудьте про красивое слово) и этим предлогом. Посчитайте слова в предложении. Назовите предлог. (Ответы детей)

8. Логопед : - Игра «Сосчитайка» (карточки для игры «2,5»). Придумайте красивые слова к предмету вашей посуды. А теперь посчитайте вместе с красивым словом. (2 стеклянных блюдца, 5 стеклянных блюдец)

9. Логопед : - Игра «Ложки и стаканы».

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку. Дети комментируют действия логопеда.

Логопед демонстрирует действие и обращается к одному из детей: «Что я сделала?» 1-й ребенок - Вы положили ложку в стакан. Логопед демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: «Что я сделала?» 2-й ребенок - Вы достали ложку из стакана.

Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют. 1-й ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: «Что я сделал?» 2-й ребенок отвечает: «Ты положил ложку под стакан». Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: «Что я сделал?»)

10. Логопед : - Федора так неаккуратно обращалась с посудой, что много раз ее била. Игра «Разбитая посуда». У каждого из вас в конвертах «разбитая посуда». Надо помочь ее склеить. Сложите картинки правильно, расскажите, что получилось. (ответы детей)

III. Итог занятия. (Звучит музыка. Вбегает Федора.)

Федора: - Ой, спасибо, ребята! Вы так мне сегодня помогли! Вернули посуду! Я поняла теперь, как надо обращаться с посудой. Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду бережно к ней относиться и любить и уважать!

Логопед : - Ребята, давайте подарим Федоре картинки.

Федора: - Спасибо! Мне пора возвращаться домой. А за вашу помощь я приготовила вам угощение. (Дарит конфеты в вазе).

Логопед : - Вам понравилось помогать Федоре? Что именно больше понравилось? А что было трудно?

Публикации по теме:

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию ЛГ категорий языка с детьми старшего дошкольного возраста «Посуда»
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 23:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД