МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к почтальону Печкину. Буква Ч»

Кочергина Лариса Николаевна
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к почтальону Печкину. Буква Ч»

ЦЕЛЬ: Активизация познавательно-речевой деятельности через развитие фонематического восприятия и обучение чтению.

ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

• закрепить умение правильно произносить звук «Ч»;

• закрепить умение звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

• закрепить умение послогового чтения у детей;

• употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы;

• образовывать и подбирать родственные слова;

• составлять сложносочиненные предложения с придаточными причины;

Оздоровительные:

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „В гости к почтальону Печкину, Буква Ч“» размещена в разделах

• создать благоприятный микроклимат на занятии. ;

• учить снимать умственное напряжение через активацию общей и мелкой моторики;

Развивающие:

• развивать высшие психические функции (слуховое, зрительное внимание, восприятие и память;

• формировать интонационную выразительность речи;

• обогащать словарный запас и общие представления об окружающем;

Воспитательные:

• воспитывать внимание к обращенной речи;

• воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности;

• развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Индивидуальные:

• Тамара К. - проявлять умение давать развернутые ответы;

• Боря С. – развивать внимание к обращенной речи;

• Рома В. – развивать чувство уверенности в себе;

• Саша Р. – проявлять умение контролировать свистящие звуки в самостоятельной речи.

Оборудование:

Посылка с предметами, предметные картинки, плоскостные фигурки грибов со схемами слов, карточки с напечатанными словами, кроссворд, выпечка, чай, посуда для чаепития.

I. Организационный момент.

1. Логопед : Сегодня у меня настроение не такое как всегда, как-будто мы попадем в сказку. Как можно назвать мое настроение? (необычное, сказочное). А у вас какое настроение?

«Вокруг себя повернись

В новой сказке очутись».

2. Сценка. Образование сравнительных наречий.

Почтальон Печкин : Тук,тук.

Галчонок: Кто там?

Почтальон Печкин : Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших мальчиков и девочек.

Пауза.

Почтальон Печкин : Тук,тук.

Галчонок: Кто там?

Почтальон Печкин : повышая голос: Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших мальчиков и девочек.

Пауза.

Галчонок (долбит клювом) : Тук, тук.

Почтальон Печкин : Кто там?

Галчонок: Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших мальчиков и девочек.

3. Логопед : Дети, давайте поможем Печкину и Галчонку понять друг друга. Измените слова так, как-будто мы их сравниваем.

Печкин говорит громко, а Галчонок еще … (громче).

Птицы поют звонко, а мы еще … .

Перья у галчонка мягкие, а пух еще … .

Луна светит ярко, а солнце еще … .

Посылку Печкину нести легко, а нам еще ….

II. Элементы психогимнастики. Напряжение, расслабление.

Почтальон Печкин : Что у меня в руках? (Посылка) Назовите это слово ласково. (Посылочка). Посылка тяжелая – ее не поднять, а мою посылочку нести легко.

Дети имитируют напряжение и расслабление.

Логопед : Покажите, как вы рады посылочке. А почтальон Печкин не хочет уходить от нас. Изобразите, какой он грустный. Пригласим Печкина к нам на занятие? Изобразите, как он сначала удивился, а затем обрадовался.

III. Сообщение темы занятия.

Логопед : Галчонок, почтальон Печкин, посылочка. Вы уже догадались, какой звук мы сегодня будем учить?

IV. Характеристика звука «Ч».

Логопед : Напомните характеристику звука «Ч». (Звук «Ч» - согласный, глухой, мягкий). А вот и буква «Ч». На что она похожа? Как вы думаете, в каком замке будет жить буква «Ч»? (В зеленом замке у короля Мякиша).

V. Произношение звука «Ч» в словах.

1. Логопед : Дети, хотите посмотреть, что в посылочке?

По одному вынимает предметы, а дети называют их (чашка, черепаха, цепочка, бабочка, очки, ключ, мяч, чеснок, перчатки, ручка).

Логопед : А сейчас мы с Печкиным посмотрим, как вы умеете находить предметы по первой и последней букве в слове.

Почтальон Печкин : Угадайте, какое слово я задумал?

Логопед показывает карточки Ч _ _ _ А, М _Ч и т. д. (чашка, мяч, очки, ключ, чеснок, ручка).

Почтальон Печкин раздает угаданные предметы детям.

Логопед : В оставшихся предметах все слоги перепутались. Какое слово я называю? (Ха-че-па-ре, бу-ка-раш-че, це-ка-поч, ка-ба-боч, чат-ки-пер).

2. Чтение слогов с буквой «Ч».

Почтальон Печкин : А еще в посылке лежит заколдованная картинка, помогите ее расколдовать. (Картинка "Почка", разделенная на три сектора).

Логопед : У кого в начале слова слышится звук «Ч», поднимите свой предмет. (Логопед открывает 1-ю часть картинки).

Логопед : У кого в конце слова звук «Ч», поднимите свой предмет. (Открывает последнюю часть картинки).

Где должен находиться звук «Ч» в слове, чтобы открыть эту часть картинки. (В середине слова). Поднимите эти предметы.

Логопед : Сейчас весна и на деревьях набухают почки. Из нашей почки тоже могут появиться новые слова. Прочитайте слог на карточке и дополните словом «ПОЧКА». На каждое правильно угаданное слово, я покажу картинку. (ЛАМ-почка, ЦЕ-почка, КНО-почка, ША-почка, ТРЯ- почка, СТО-почка, ЛА-почка).

На доску вывешивается таблица со слогами. Дети читают получившиеся слова.

3. Деление слов на слоги «Слоговые домики».

Видеозапись бегущего Паровозика.

Логопед : А вы хотите прокатиться на паровозике? Я закрою глаза, а вы занимайте места друг за другом. Поехали! Чух-чух-чух! УУУ – У – У!

Логопед : В этих домиках на полянке живут ваши предметы. В одноэтажном домике живут предметы, в названии которых – один слог; в двухэтажном – два слога; в трехэтажном – три слога.

Дети расставляют предметы возле домиков. «Оч-ки. В этом слове два слога.»

VI. Динамическая пауза.

Логопед : Какая красивая полянка! Давайте поиграем на ней.

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек, из зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных -

Вот из этого сделаны девочки!

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Вот какая чепуха!

VII. Подбор слов к схемам. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1. Логопед : На этой полянке прячутся волшебные грибы. Давайте поищем

их среди травы к подарим Печкину.

Логопед дает каждому ребенку по одному грибку, на обращай стороне которого наклеена схема слова и написано обобщающее значение этого слова (дикое животное, домашнее животное, овощи, мебель).

Предметные картинки : волк, лиса, белка, собака, коза, стул, лук, шкаф,

перец, укроп.

Логопед : Вы должны отгадать, что здесь за слово, выбрать нужную картинку и вставить ее в нижний кармашек. Логопед оценивает работу.

2. Преобразование существительных с помощью суфиксов.

Логопед : Эти волшебные грибы могут так изменить слово,что в его названии появится звук "Ч". Это не гриб,а грибочек.

Дети аналогично изменяют свои слова и складывают грибы в корзинку. Затем паровозиком возвращаются к Печкину и дарят карзинку с грибами.

VIII. Составление сложноподчиненных предложений.

Печкин : Спасибо деточки! А я вас тоже угощу. Вот какая у меня Чудо-печь, может все для вас испечь! Но в названии этого изделия обязательно должен быть звук "Ч". Чем вы хотите угоститься?

Дети: Калачами, печеньем, булочками, чипсами.

Печкин достает из "печки" называемые продукты, затем "Волшебный

мешочек"

Логопед : Давайте испечем булочки с начинкой.

Почтальон Печкин : Все пропало, все пропало! Галчонок перепутал все буквы в словах. И теперь мы не сможем приготовить начинку.

Игра "Волшебный мешочек".

Логопед : Нужно достать карточку, отгадать ребус, найти соответствующую картинку и сказать, булочку с какой начинкой вы хотите испечь и почему.

Ребенок: Я хочу испечь булочку с чесночной начинкой, потому что чеснок

очень полезный и горький.

Предметные картинки: клубника, брусника, яблоко, чеснок, черника, пшеница, яйцо, земляника, слива, груша.

IХ. Подбор родственных слов.

Логопед : Как одним словом мы можем назвать все, что испекла "печка"? /Выпечка/ Дети, мы с вами гостеприимные хозяева? Угостим нашей выпечкой, а еще напоим чаем. Устроим настоящее … /чаепитие/. Какие предметы нам понадобятся для чаепития? Не забывайте, что в слове должен быть звук "Ч".

Кроссворд

Ч А Й

Ч А Ш К И

Ч А Й Н И К

Ч А Й Н И Ч Е К

Л О Ж Е Ч К И

Б Л Ю Д Е Ч К И

Логопед : Не забывайте правило: ЧА – пиши с буквой «А», ЧУ – пиши с буквой «У».

Печкин выставляет посуду на стол.

Логопед : Назовите похожие (родственные) слова.

Х. Работа с деформированным текстом.

На доске - карточки со словами:

чашку, в, Печкин, наливает, горячий, почтальон, чай.

У, булочки, него, вкусные.

Дети проговаривают и переставляют слова в соответствии со смыслом.

ХI. Рефлексия занятия.

Логопед : С какой буквой мы сегодня работали? Кто приходил к нам на занятие? Чем мы ему помогли? Изменилось ли настроение у Печкина?

Молодцы! А теперь пригласите всех гостей на чаепитие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к почтальону Печкину. Буква Ч»
Опубликовано: 12 марта 2024 в 14:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД