Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект логопедического занятия по теме:

«Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках».

Учитель-логопед: Михайлова Наталья

Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком [Р];

-закреплять правильное произношение звука[Р] в словах, предложениях;

- закрепить навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;

- развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;

-развивать фонематические слух и восприятие;

- развивать речевой слух, зрительное внимание, память;

-обогащение словарного запаса

-развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение деятельностного метода и игровых приёмов.

Оборудование:игрушка собаки, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, схемы для характеристики звука [Р], магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, елка, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами.

1 этап – мотивационно-целевой

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня я приглашаю вас поиграть, однако, мы будем играть не одни. Вы сейчас узнаете, с кем.

- Вам предстоит отгадать кто это.

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака? Забияка?

Нет! Обычная. (Собака)

-Молодцы правильно. Это – знакомая собака.

- Пес просит, чтобы вы придумали ей имя. Её имя начинается со звука Р.

Дррррружок.

-Дружок потерялся. Ему надо помочь пройти домой. Вот дорога домой. Она не простая, а с заданиями. Выполнил задание – проходи дальше. Идем?

- Тут нарисованы пальчики. Что это значит?- Гимнастика для пальчиков.

- Какую пальчиковую гимнастику вы можете предложить Дружку?

(Предлагает ребенок)

- Какой звук в имени Дружок я выделила голосом? ([Р]). Дружок ещё маленький и недавно научился произносить звук [Р], так же, как и вы. Давайте учиться вместе.

- Почему мы будем учиться его произносить? (Учимся правильно и красиво говорить звук [Р]).

2 этап – поисково-исследовательский

1. Артикуляционная гимнастика

-Следующее задание - А почему здесь нарисован язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).

- Правильно, а для чего нам надо делать гимнастику для язычка?

(Ребёнок – чтобы правильно поставить язычок, когда произносим звук [Р]).

- Совершенно верно, давай начнём зарядку. Проходим к столикам.

- Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки).

Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка».При выполнении упражнений показываются символы – карточки.

- Я буду рассказывать сказку, а вы будете делать гимнастику «Прогулка язычка»

«Чищу зубы»

«Качели»

«Маляр»

«Барабан»

Дыхательное упражнение

«Сдуем снежинку» (с ладошки).

Выполнить 3-4 раза

2. Артикуляция и характеристика звука.

- Дружок очень любит свой звук [Р], но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке [Р]).Р - ?

Подходим к магнитной доске. Схемы.

- Когда мы произносим звук [Р] в каком положении находятся губы (полураскрыты).

- А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок принимает форму лопаточки и прижимается к бугоркам за верхними зубами).

-Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [Р] какой? Согласный или гласный? (согласный).

- В каком он домике живет? (в синем).

- Колокольчик звенит или нет? (звенит).Значит, какой это звук? (звонкий).

- Дружок не знает, какой же буквой обозначается звук [Р]?

-А вы знаете (Дети находят из ряда букв букву Р, если не знают – показывает логопед).

Дети кладут букву в синий «домик».

Пальчиковые упражнения

- Дружок придумал, как из пальчиков сделать букву Р. Попробуем? Напишем букву в воздухе, на песке.

(Не садясь за стол)

3. Практический этап

1. Развитие фонематического слуха

(Не садясь за стол)

- Теперь Дружок знает все о звуке [Р] и знает букву Р.

- Идем по дорожке дальше.

Игра «Хлопушки-топотушки»

- Хочет узнать, научились ли вы слышать звук [Р]?

- Сейчас она будет произносить различные слова, а ты,если услышишь Р – хлопай, если нет – топай. Схематично логопед рисует на доске «руку» и «ногу».

Слова: робот, мяч, лодка, дом, тетрадь, лампа, окно, сыр, вилка, рука, стол, жираф.

2. Закрепление звука в слогах

- Следующее задание на дорожке. Нарисованы машины.

- Дружок очень любит кататься на машине. Давай вместе с ним покатаемся.

Их потом нужно загнать в гараж.

-РА-РО-РЫ -РУ

-РЭ

3. Закрепление звука в словах

А) Игра «Чудесная зимняя поляна».

- Посмотрите, здесь фото елки. Нужно найти её в кабинете. (Фото елки).

На магнитной доске - елка с игрушками.

- Ребята, назовите слова, в названии которых есть звук [Р].

- Ребята, собачка предлагает выбрать игрушки, которые вам понравились.

Дети садятся за столы.

В) Игра «В каком слоге спряталась [Р]»

- Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете определить место звука в словах. А я говорю - смогут. Правда?

- Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю - легко. Правда?

- Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук[Р].

Дети определяют место звука в словах и делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Р (в 1, 2, 3 слоге).

4. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.

Игра «Сочинялки» (словотворчество)

- Ребята, Дружок очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже «посочинять».

Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.

- Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук [Р]).

Работа по мнемотаблицам.

- Ребята, на дорожке какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).

Заяц ЕГОРКА свалился под горку.

Бегите под горку, спасайте Егорку.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Итог занятия.

- Дружку нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить?

- Какая игра вам понравилась?

- Какое задание было для вас трудным?

- Сегодня у вас было хорошее произношение звука [Р].

- Вы правильно его произносили.

- Молодцы! Дружок надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»
Опубликовано: 27 января 2020 в 21:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Международный день детского телевидения и радиовещания

В первое воскресенье весны празднуется Международный день детского телевидения и радиовещания. Этот праздник был установлен по инициативе ЮНИСЕФ в 1994 году — его отмечают все, кто так или иначе связан с...

29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет
Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик» Мы...
Фотоотчет «Эх, Масленица»!
Дети в нашем детском саду очень любят праздники, а если это праздник на улице, да под веселую, озорную музыку, с танцами и играми, им интереснее в двойне. А...
Фотоотчет об областной пионерской военно-патриотической игре «Вперёд, мальчишки»
Сегодня в городе Орле проходила военно-патриотическая игра для младших школьников «Вперед, мальчишки! » Проводится она с целью воспитания гражданственности и...