Фатима Салказанова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием технологии «синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у сказки»
Программные задачи.
- Расширить и уточнить знания и представления детей о сказках, сказочных героях (П).
- Совершенствовать навыки связной речи: упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении; упражнять в составлении короткого рассказа с опорой на наглядно-графический план с использованием технологии синквейн (Р).
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием технологии „синквейн“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Совершенствовать лексико- грамматический строй речи: расширять словарь существительных, прилагательных, глагольный словарь, упражнять в составлении предложений по схеме; закреплять умение подбирать обобщающее слово; упражнять в согласовании существительных с прилагательными (Р).
- Совершенствовать навыки фонематического анализа: упражнять в умении составлять слово из первых звуков слов, умении составлять слово из букв. (Р)
- Развивать внимание, мышление, память, координацию речи с движением (П, Р)
- Развивать навыки общения во время взаимодействия между детьми и взрослыми: учить договариваться, работать сообща.
- Воспитывать дружелюбие, умение соблюдать правила.
Оборудование: картинки с иллюстрациями к сказкам, с изображением сказочных героев; карточки с буквами; сигнальные карточки; схема для составления синквейна; круги Луллия со сказочными героями и предметами из сказок; карточки – схемы слов для игры «Сказочная карусель», магнитофон; сундучок с картинками.
Предварительная работа: обучение составлению синквейна; игра-викторина «В гости к сказкам».
Ход занятия
Логопед : - Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Орг. момент: - Чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по первым звукам слов-отгадок и находить букву.
1. Игра «Составь слово» Отгадывание загадок:
1) Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
2) На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
3) Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
4) Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
5) Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
6) Много дней он был в пути, чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок волшебный, его звали - Иван-царевич
ребёнок, отгадавший загадку, выбирает на столе карточку с буквой, дети выкладывают слово из букв и читают слово:
С К А З К И
Логопед : - Ребята, сегодня мы с вами побываем в настоящей сказке. Подойдите ко мне. Давайте все возьмёмся за руки. Закроем глаза, вдохнем воздух носиком и выдохнем. А теперь скажем: «Раз, два, три! Сказка, двери отвори!». Дети садятся.
- Cказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказка учит доброте,
Другу как помочь в беде,
Говорит, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка к двери к нам стучится,
Скажем сказке: «заходи»!
Логопед : - А вы много знаете сказок? (Ответы)
2. Игра: «Узнай сказку по картинкам»
Дети разбиваются на 3 группы
- Попробуйте узнать сказку по сюжетной картинке (на каждом столе – сюжетные картинки к сказкам «Снегурочка»
- Ребята, рассмотрите картинки и назовите сказку.
1) - Назовите сказку. (Эта сказка «Снегурочка».)Кто автор? :Русская народная
- Кто главный герой этой сказки? (Снегурочка)
- Какая Снегурочка? (Добрая, белая, снежная.)
2) – Назовите сказку. (Это сказка «Дюймовочка») Кто автор:Г. Х. Андерсен
Какая дюймовочка (Добрая,заботливая)
3) - Назовите сказку. (Гуси –лебеди) Кто автор:Алексей Ремизов
Кто главные герои:сестрица Аленушка и братец Иванушка
Какая Аленушка (заботливая,добрая,а братец (непослушный)
4) Назовите эту сказку:Цветик –Семицветик. Кто автор: В. Катаев
Главные герои:девочка Женя и мальчик Витя
Какая Женя и какой Витя
5) Какая сказка:Кот в сапогах. Кто автор:Ш. Перро
Кто главные герои сказки:Маркиз-Карабас,Кот,Король,Принцесса,Великан
Логопед : - Молодцы, ребята, все сказки узнали.
3. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»
Перед вами зеркала взяли их в руки
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят!
4. Игра “Чей предмет?” (Круги Луллия)
— В сказках есть различные предметы, по которым мы можем точно узнать, из какой они сказки. Ну-ка помогите мне разобраться, кому принадлежат эти предметы.
Дети соотносят с помощью стрелки на кругах Луллия сказочного героя и его предмет и составляют предложение. У Буратино золотой ключик, и т. д.
- Молодцы, ребята, всем помогли найти их сказочные предметы.
5. Физкультминутка «Буратино»
(Дети повторяют движения.)
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Составление синквейна о сказочных героях.
Логопед : - Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев. А сейчас мы с вами будем составлять синквейн
Логопед : Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется? (Демонстрируется схема «синквейна»)
Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.
Логопед : - Давайте с вами вспомним, какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)
На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)
На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)
На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)
И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.
- По схеме составьте синквейн о вашем сказочном герое. Первое слово в синквейне – это ваш герой; вторая строка в синквейне – это слова-признаки, какой, какая или какие ваши герои; третья строка – это слова-действия, что делает герой; четвёртая строка - это предложение про героя из четырёх слов; пятая строка – это ваше отношение к герою, настроение или ассоциация.
- А теперь придумай, какой он. Подбери два слова. (Добрый, ласковый)
- Что он делает? Подбери три слова. (Лечит, жалеет, любит)
- Составь предложение со словом «Айболит» из четырёх слов. Ты можешь использовать слова, которые подобрала раньше. (Айболит любит всех зверей).
- А теперь выскажи своё настроение или отношение к Айболиту одним словом. (Доброта)
- Что у тебя получилось? Какой синквейн? Проговори его.
Каждый ребёнок составляет синквейн.
Логопед : - Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
7. Рефлексия.
- Ребята, где мы с вами побывали? (В сказке)
- Чем занимались? (Составляли синквейны, отгадывали загадки.)
- Ребята, про какого сказочного героя вам больше всего понравился синквейн? Кто его помнит? Проговорите.
- Вот какие вы сегодня молодцы, все справились с заданием. И ещё я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.
К солнышку прикрепляем прищепки и рассказывем, чему учит нас сказка:
Доброте
Смелости
Мудрости
Честности
Воспитанности
Уважение к старшим
Спасибо вам!