Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [Т]. Игры с котом Томом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [т] изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.
• Развивать навыки звукового анализа.
• Активизировать глагольный словарь (глаголы настоящего времени единственного числа).
• Продолжать учить изменять число существительных и глаголов настоящего времени.
• Закреплять умение употреблять существительные в форме винительного, родительного, дательного падежа.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями; способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук.
Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе „Звук [Т], Игры с котом Томом“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, чувство ритма и рифмы.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.
Материал:
Игрушка кот, красочная коробка («сказочный лифт», разноцветные шарики, пальчиковый бассейн из гороха, символы звука [т], индивидуальные зеркала, камешки Марблс в красивой коробочке, подарочный пакет с разноцветными атласными лентами, конверты с предметными картинками, имеющими в названии [т], текстовым материалом для игры «Подскажи словечко», картина для коллажа (торт, материал «Схема слова», мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, формирование навыков звукового анализа.
1). Игра «Первый звук».
Дети стоят на стульчиках полукругом.
Логопед: «Тот, кто назовёт первый звук в слове, возьмёт у меня шарик». Логопед произносит слова, интонационно выделяя первый звук в каждом слове. Дети называют только первый звук и получают шарик (все шарики разного цвета): «утка, обруч, ива, Аня, улица, остров».
2). Логопед предлагает каждому ребёнку назвать цвет своего шарика. После этого проводятся массажные упражнения:
- сильно сжать шарик сначала правой рукой, затем левой,
- переложить шарик несколько раз из одной руки в другую,
- покатать шарик между ладошками вперёд-назад,
- покатать шарик между ладошками круговыми движениями, меняя положение рук,
- взять шарик в правую руку и погладить каждый пальчик на левой руке,
- переложить шарик в левую руку и погладить каждый пальчик на правой руке.
После выполнения упражнений логопед предлагает спрятать (закопать) шарики в горох.
II. Характеристика звука [т] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед: «Ребята, сегодня к нам из сказочной страны Звуков в чудесном лифте прилетел гость. Отгадайте, кто это: чисто умывается, а с водой не знается. Конечно, это кот! (вынимает из яркой коробки (лифта) игрушечного кота). Нашего гостя зовут Том. Сегодня он очень хочет с вами поиграть. Сейчас кот Том поиграет с вами в первую маленькую игру, которая поможет вам угадать, какой звук он больше всех любит!
1) Произношение звука в слогах и изолированно (с показом картинок). Игра проводится от имени сказочного героя:
- Мой молоток стучит вот так: «Тук-тук». Покажите.
- Моя швейная машинка работает вот так: «Так-так-так!». Покажите.
- А моя хозяйка Таня ходит так: «Топ-топ-топ». Покажите.
- А теперь покажите, как топает мой друг ёжик: «Туп-туп-туп».
- А теперь изобразим поезд: «Ту-тууууу!»
- А вот так я работаю на компьютере, нажимаю на кнопки: «Т-т-т-т-т». Покажите.
Логопед: «Ребята, а кто догадался, какой звук наш гость любит больше всего? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей). Молодцы, ребята! Действительно – «т» его любимый звук. Том приготовил для вас очень интересные игры, но, чтобы у нас получилось в них поиграть, нам нужно что-то узнать про этот звук, и быть очень внимательными. Иначе кот Том нас быстро перехитрит!
Итак, что же напоминает вам этот звук?» (ответы детей). Логопед выставляет на доску символ звука – молоток.
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [т] (покажите, как стучит молоток). Понаблюдайте: что делает язычок, когда вы произносите этот звук? С голосом или без голоса мы произносим звук «т»?» (дети высказывают мнения). Гласный или согласный звук «т»? Почему?» Логопед обобщает ответы, располагая символы звука на доске (кружок синего цвета, синий домик).
III. Выделение звука из потока согласных. Развитие тактильного восприятия. Игра «Включи компьютер».
Кот Том вынимает из лифта и открывает коробочку с камешками Марблс. Каждый ребёнок получает по одному камешку.
Логопед: «Ребята, возьмите свой камешек, рассмотрите и потрогайте его. Какой он? (ответы детей). Он гладкий, холодный. А Том мне сказал, что это кнопочка от его компьютера. Он хочет с вами поиграть в игру «Включи компьютер», а заодно и перехитрить вас! Итак, камешек превращается в кнопочку компьютера. Как только услышите «Т», сразу нажмите на кнопку – включите компьютер! А кот Том будет за вами наблюдать. Попробуйте каждый раз включать компьютер разными пальчиками».
Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, н, т, н, б, т, н, м, к, т, т, н, г, н, в». Кот Том хвалит детей и огорчается, что ему не удалось их перехитрить.
IV. Выделение звука на фоне слова. Развитие ручной моторики, слухового внимания.
Логопед: «Том, а какая следующая твоя игра?» Кот Том вынимает из сказочного лифта красивый пакет: «Моя игра прячется в этом пакете». В пакете атласные разноцветные ленточки. С ними Том «проводит» игру «Помаши ленточкой»: «Помашите мне ленточкой, если услышите в слове звук «Т»: «кот, кит, окно, Таня, халат, ноги, ток, лук, бант».
V. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Логопед: «Ребята, а давайте мы немного подвигаемся и научим Тома играть в нашу игру». Проводится подвижная игра:
Едем мы на паровозе (выполняются вращательные движения руками, согнутыми в локтях,
Поплывём на пароходе (вытянутые руки соединяются,
Быстро сядем на трамвай (приседания,
Догонять нас успевай! (бег на месте).
VI. Развитие фонематических представлений. Позиционный анализ. Развитие пальчиковой моторики. Игра «Украшаем торт».
Логопед: «Интересно, какую же игру Том ещё для нас приготовил? Ребята, Том предлагает вам угадать, что он взял с собой: пирог, торт или блины? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).
Логопед: «Действительно, Том привёз нам торт (показывает детям изображение праздничного торта). Посмотрите, какой он большой, красивый. Но всё-таки на торте чего-то не хватает… Том предлагает нам его украсить. Нужно выбрать только те, украшения для торта, в названии которых слышим звук «Т». Попробуем порадовать Тома?» Дети выбирают картинки с изображением нужных украшений и коллективно наклеивают на торт, создавая коллаж: тыква, цветок, лист, банты, утка. Лишние картинки: лук, собака, дом.
Логопед: «Посмотрите, ребята, какой красивый торт у нас получился! Но Том ещё хочет узнать: где находится в названиях этих украшений звук «Т»: в начале, середине или в конце?. Давайте расскажем ему и покажем, какие схемы мы умеем составлять». Кот Том называет слова, а дети определяют позицию звука «Т» и обозначают схематически.
VII. Произношение звука «т» в словах. Развитие грамматического строя речи, чувства ритма и рифмы. Активизация глагольного словаря, изменение числа глагола настоящего времени, изменение сущ. по падежам.
1). Игровое упражнение «Что делает Том?»
Логопед: «А теперь угадаем и расскажем, что делает Том». Логопед выполняет с игрушкой разные действия и задаёт вопрос: «Что делает Том?». Дети отвечают предложениями, выделяя звук «Т»: «Том сидит. Том лежит. Том ходит. Том прыгает. Том танцует. Том хлопает. Том машет хвостом. Том плавает…».
Логопед: «Ребята, в конце этих слов мы слышали звук «т»: сидит, лежит, ходит…».
2). Игровое упражнение «Один-много».
Логопед: «Всё вы знаете, ребята. Том даже огорчился, что не смог вас перехитрить… Ну, а может быть, теперь у него получится. У Тома есть друзья – коты. Подскажите теперь про них нужные слова:
Кот сидит, а коты…. (сидят).
Кот лежит, а коты (лежат).
Кот спит, а коты (спят).
Кот стоит, а коты… (стоят).
Кот прыгает, а коты… (прыгают).
Кот танцует, а коты… (танцуют).
Кот бежит, а коты… (бегут).
Кот хвостом машет, а коты хвостами… (машут).
Кот мышей ловит, а коты мышей… (ловят).
3). Игровое упражнение «Ты словечко подскажи и всё вместе повтори!» (с мячом).
Логопед: «Ну что же, Том пять не смог вас перехитрить! Но в запасе у него для вас ещё одна игра. Ты словечко подскажи и всё вместе повтори!»:
От-от-от, у Тани серый… (кот).
Та-та-та, длинный хвостик у…. (кота).
Ту-ту-ту, я сметану дам… (коту).
Ты-ты-ты, вот бегут (коты).
Ит-ит-ит, наш котик… (спит).
Та-та-та, любим нашего (кота).
VIII. Развитие навыков звукового анализа.
Логопед: «Ребята, коту Тому очень понравилось с вами играть, но он заскучал по своей хозяйке Тане и стал петь грустную песенку. Послушайте её: «у___т». Кто сможет повторить? (дети воспроизводят звукосочетание). Какой первый звук в этой маленькой песенке? Какой второй звук? Сколько всего звуков вы услышали?» Дети отвечают на вопросы.
IX. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Кот Том собирается домой. Как вы думаете, о чём он расскажет своей хозяйке Тане? В какие игры он с нами играл?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт положительную оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить кота Тома на следующее занятие. Кот Том поёт детям на прощание весёлую песню (при нажатии на игрушку звучит песня).