ОКСАНА ШУБИНА
Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального района "Детский сад №14 "Теремок"
Конспект комплексно - логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
с ОНР (второй год обучения).
Тема: Домашние животные. Звук и буква К.
Учитель – логопед:
первой квалификационной категории
Шубина Оксана Валентиновна
2016
Публикация «Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР „Домашние животные, Звук [К] и буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Тема: Домашние животные. Звук и буква К.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Образовательная область: речевое развитие.
Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая технология, технологии игровой деятельности, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно-коммуникационные технологии, элементы поисково-исследовательской деятельности.
Цель:
Формирование целостных представлений о домашних животных.
Актуализация знаний детей о понятии звук и буква К.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
Корригировать и развивать слуховое восприятие;
Корригировать речевое дыхание;
Корригировать и развивать графо – моторные навыки (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать ВПФ (внимание, память, логическое мышление и др.);
Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости);
Корригировать и развивать у детей функцию согласовывать числительные с существительными.
Корригировать и пополнять в речи детей глагольный словарь (мяукает, мычит, лает, ржет, хрюкает, блеет);
Корригировать и продолжать развивать практическое использование падежных форм: родительный падеж существительных мн. ч., винительный падеж существительных ед. ч;
Корригировать слоговую структуру;
Корригировать и продолжать развивать связную речь детей;
Корригировать и продолжать практически использовать согласование существительных с числительными;
Развивать тактильные ощущения детей.
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Чередовать статические и динамические упражнения;
Использовать голосовые и дыхательные упражнения;
Использовать массаж биологически активных зон;
Использовать динамические паузы, пальчиковые игры;
Коррекционно - образовательные:
Уточнить, расширить, систематизировать и обобщить словарь по теме «Домашние животные»;
Актуализировать знания о понятии звук \ К \ и соотнести его с буквой К.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям;
Воспитывать самостоятельность и активность при индивидуальной и подгрупповой работе;
Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, природе, человеку и привычку к здоровому образу жизни, с помощью:
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы ценностные представления о домашних животных.
У детей систематизированы и закреплены знания о понятии звук и буква \К\.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, экран, проектор, колонки, магнитная доска, указка, магниты, четки, видеоролик, презентация, защитный экран, ватман, черный маркер, картинки с изображением домашних животных (один – много, картинки с силуэтами домашних животных, природные камни (маленького размера, шнурки, счетные палочки, картонки (размером с ладонь ребенка, с выколотыми иголкой геометрическими фигурами, столы, пирог.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются. Дети стоят в кругу.
Мне очень приятно быть у вас в гостях, видеть вас красивых, нарядных.
Я – логопед, меня зовут Оксана Валентиновна, а чтобы познакомиться с вами предлагаю поиграть в игру «Прохлопай своё имя».
Я сейчас покажу, как это сделать. Будьте внимательны.
Моё имя Оксана (прохлопывает по слогам).
Все запомнили, как меня зовут?
Прохлопаем мое имя вместе (хлопают).
А как тебя зовут?
1-ый ребенок называет своё имя.
Логопед повторяет и одновременно прохлопывает имя ребенка по слогам.
Каждый ребенок называет своё имя и дети прохлопывают его.
II. Основная часть.
Логопед.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Логопед включает видеоролик. Коровина Клавдия Константиновна – жительница д. Крюково Кадуйского района и ее внук Коля из Костромы приглашают детей к себе в гости, на кулебяку с капустой.
Логопед. В видеописьме есть слова, которые начинаются с одного звука? Кто заметил что это за звук?
Дети. Звук \К\.
Логопед. Назовите пожалуйста слова со звуком \К\.
(Дети называют все слова со звуком \К\.) .При затруднениях детей в ответе, логопед называет все слова, которые начинаются со звука \К\.
Логопед. Молодцы, скажите с каким звуком мы сегодня будем играть? (Со звуком \К\.)
Дети определяют первую цель занятия. (Звук (К).
Логопед. Дети Коля городской житель и мало знает о деревенской жизни. Как вы думаете мы сможем ему помочь узнать больше об этом? Рассказать все, что вы знаете. (Да).
Логопед. Ребята, у Клавдии Константиновны большое хозяйство. Давайте посмотрим, кто же у нее есть.
1. Презентация (загадки о домашних животных).
Дети отгадывают загадки о домашних животных.
Логопед. Правильно ребята, вы отгадали все загадки. Про кого же мы сегодня будем говорить? Как эти все животные называются одним словом?
Дети. Домашние животные.
Дети определяют вторую цель занятия : домашние животные.
Логопед: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?
Дети: Они живут рядом с человеком. Человек за ними ухаживает.
Логопед. Верно. А зачем человеку нужны домашние животные?
Активизация словаря. Развитие связной речи.
Дети. Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.
Логопед. Какую пользу приносят: собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова?
Ответы детей: (При затруднениях детей показ слайдов).
• Собака охраняет дом. Ходит на охоту.
• Свинья дает человеку мясо.
• Овца дает мясо и шерсть.
• Лошадь и осел перевозят тяжелые грузы и людей. Лошадь дает молоко.
• Кошка ловит мышей и крыс.
• Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
• Корова дает человеку молоко и мясо.
Логопед: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.
2. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.
Дети стоят в кругу.
Логопед. Какое животное самое ласковое и любит мышей? (Кошка). Верно, а давайте выучим стишок про нее.
Логопед, применяя мнемотехнику разучивает стихотворение с детьми.
(Схематично зарисовывает стихотворение.) Затем выполняется сам массаж. Объясняются движения.
1,2,3,4,5
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились
И все в кошку превратились!
СА-Са-Са – кисонька краса.
(Поглаживания ладонями шеи).
Сы-Сы-Сы – есть у кисоньки усы,
(Поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам).
Исы-Исы-Исы – молоко для кисы.
(Растирание кулачками крыльев носа).
Иса-Иса-Иса – бантиком играет киса.
(Растирание ладонями ушей).
3. Пальчиковая гимнастика (музыкальная). Слайд.
Дети сидят за столами.
Логопед.
1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши пальцы изменились -
И в животных превратились!
( Логопед коротко рассказывает и показывает как нужно выполнять гимнастику: кисти рук лежат на столе, поочереди постукивая по столу каждым пальцем. У каждого животного – свой палец. Нужно подпевать как говорят животные).
4. Работа над речевым дыханием.
Дети стоят в кругу.
Логопед. Давайте поиграем. Вдох носом, а на выдохе говорим. \ККККК\.
С помощью фонетической ритмики изображаем звук \К\.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повтори».
Логопед. Дети, давайте превратимся в попугаев. Повторите за мной.
1,2,3,4,5
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились
В попугаев превратились!
КА-КО-КУ-КЫ КА-КО-КУ
(С ударениями по порядку на все слога).
КО – КУ - КЫ-КА
КУ-КЫ-КО-КА
КЫ - КА-КУ-КО
Логопед. Ребята, представляете все животные пасутся на лугу, а Коля не может понять кто из них говорит. Может вы каких то животных узнаете по голосу?
(слайд.)
Игра «Кто как голос подает?». Работа над глагольным словарем.
(На усмотрение логопеда).
Кошка - мяу. Что делает? (мяукает).
Собака - гав. Что делает? (лает).
Лошадь - и-го-го. Что делает? (ржет).
Овца - бее. Что делает? (блеет).
Коза – мее. Что делает? (блеет).
Корова – му. Что делает? (мычит).
Свинья – хрю. Что делает? (хрюкает).
Осел – иа. Что делает? (кричит).
Кролик. Что делает? (визжит; кричит).
6. Четки. Согласование существительных с числительным.
Дети сидят на стульчиках.
Логопед. Бабушка ушла по делам в Кадуй и попросила внука Колю посмотреть все ли козы пришли домой. А как он это может сделать?
Дети. Сосчитать.
Дети берут четки и начинают считать коз: «Одна коза., пять коз», (счет до 10).
7. Дидактическая игра «Один - много».
(Логопед выдает картинки с изображением животных один – много.)
Логопед. Дети скажите, а где живут животные : корова, коза,поросенок,лошадь,осел?
Дети. На скотном дворе, в хлеву.
Логопед. Животных на скотном дворе обычно не один, а много. Давайте поиграем.
«У меня один осел, а много ослов».
Одна кошка – много кошек.
Одна собака – много собак.
Одна лошадь – много лошадей.
Один кролик – много кроликов.
Одна овца – много овец.
Одна корова – много коров.
Один поросенок – много поросят.
Одна коза – много коз.
8. Динамическая пауза.
Дети стоят как им удобно.
Логопед. Дети давайте попробуем быстро изобразить животных.
(Показ логопедом движений детям перед музыкальной физминуткой.) Слайд.
1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились -
И в животных превратились!
9. Игра «Силуэты животных».
Дети сидят на стульчиках.
Логопед. Коля решил у бабушки на память сфотографировать всех животных, но фотографии получились черные. Кто же изображен на этих снимках?
Каждому ребенку выдается картинка - силуэт.
Логопед. «У меня фотография осла. А у вас?»
10. Звук К и буква К.
Дети работают за столами (сидя или стоя).
Логопед. Вы ребята, уже очень много рассказали Коле о домашних животных, а он совсем ничего не знает о звуке и букве \К\. Давайте расскажем Коле о том, что вы знаете? (Да).
«Дети, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим.) На что похожа буква К. (Варианты ответов детей). Сколько элементов в букве \К\? (3). Прописывание в воздухе буквы К, на ладони. Ребята, а скажите из чего можно выложить букву \К\? (варианты детей). Выкладывание буквы из : счетных палочек, шнурков, камней (по выбору ребенка).
11. Развитие тактильных ощущений и графо- моторных навыков. (На усмотрение логопеда).
Логопед. Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей.) А теперь покажите мне свой указательный палец. Давайте поиграем. Сейчас вы по честному закроете глаза, указательным пальцем будете вести по линии на картоне. Победит тот, кто угадает какая геометрическая фигура у вас спряталась. У меня - цилиндр.
(Ощупывание ребенком с закрытыми глазами, геометрической фигуры, выколотой иголкой на картоне: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.).
Логопед. Молодцы!
12. Заключительная часть. (Рефлексия).
Логопед. Давайте мы все сейчас поделимся своими впечатлениями о нашем путешествии. Можно начну я. Мне сегодня так понравилось у вас в гостях! Вы такие умные, смекалистые, добрые дети. Своей добротой вы помогли Коле узнать много о деревенской жизни, домашних животных. У вас получились замечательные буквы, вы легко справились со всеми трудностями. Спасибо вам.
Кто еще хочет поделиться своими впечатлениями о путешествии в деревню? Кто у нас начнет? Кто самый смелый?
Дети: Мы сегодня говорили о домашних животных, танцевали, выкладывали букву \К\.
Дети пока мы с вами помогали Коле, Клавдия Константиновна вернулась домой. Она для вас испекла вкусный пирог (с буквой \К\). Угощайтесь.