Веселова Татьяна Викторовна
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР «На поиски Весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.
Тема: «На поиски Весны»
Подготовила учитель-логопед :Веселова Т. В.
Пгт. Селижарово 2021г.
Цель:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР „На поиски Весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным; употреблять глаголы.
-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематическое представление, упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память,внимание,мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
Развитие координации речи с движением, самомассаж, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Оборудование:
Мяч,солнышко с лучиками, цветы искусственные, вазы, мячики для массажа рук, ноутбук, проектор, фланелеграф (2 шт.). Занятие сопровождается показом слайдов на экране.
Предварительная работа:
Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке (воспитатель, беседы по теме, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения «Солнышко».
Ход занятия.
Организационный момент: логопед с детьми входят в группу
Логопед :
Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
Ребята все спешат,
Гостям всем «Здравствуйте» говорят. (дети выполняют движения за логопедом по тексту)
Логопед :Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости! Мы так весело их поприветствовали!
Основная часть
1. Логопед : А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.
Под музыку Чайковского «Март» логопед читает :
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап - звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Её первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам идёт…
Дети: Весна!
Логопед : Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о весне.
Логопед : Верно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите картинку, на которой изображена весна. Как вы это поняли, по каким признакам?
(Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы, набухают почки и затем появляются зелёные листочки).
- Как называются первые весенние цветы? (Подснежники).
- А почему их так назвали? (Они первыми появляются из-под снега).
-Кто сможет назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
-А после какого времени года наступает весна? (После зимы)
Логопед : Молодцы! Ой,ребята, совсем забыла! Сегодня нам пришло письмо с пометкой «срочно». Давайте же скорее его прочтем! Логопед читает письмо.
«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к вам, а зима похитила моего главного помощника-солнышко. Чтобы выручить нас, приходите в весенний лес. Там вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если будете говорить выразительно, четко, ясно и правильно выполните все задания. Дорогу вам покажет весенний ручеек. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»
Логопед : Ребята, кого же мы сегодня будем выручать? (Ответы детей :солнышко и весну)
Логопед :Отправляемся на поиски! Вы готовы?
Дети: Да!
Логопед :Главным нашим помощником является язычок. Чтобы говорить красиво и четко, он был послушным, мы должны его потренировать. Присаживайтесь за столы. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами. Педагог следит за осанкой детей.
2. Артикуляционная гимнастика.
Однажды вышел Язычок на улицу. Вдруг подул сильный ветер («Слоник»-«У-У-У»). Появилась дождевая тучка и пошел дождь(«Дятел»). Язычку пришлось спрятаться по зонтик(«Грибок»). Дождик закончился выглянуло веселое солнышко(«Улыбочка»). Тогда Язычок сел на лошадку и поскакал по лужам(«Лошадка»).
Логопед : Молодцы! Теперь в путь!
Раз, два, покружись!
В весеннем лесу очутись! (Дети кружатся под счет)
Логопед : Ребята, мы в весеннем лесу. Вспомним правила поведения в лесу. (Дети отвечают)Куда же нас приведет ручеек? (слайд-звук ручья) Кто это, ребята?
Дети: Заяц.
Логопед : Где сидит заяц?
Дети: Заяц сидит под кустом.
Логопед : Здравствуй, зайчик! Мы спасаем весну и солнышко. Помоги нам, пожалуйста!
Зайчик (слад-запись) : Здравствуйте, ребята! Я по земле прыгаю, от волка под кустами прячусь, в небо не смотрю. Солнышко не встречал, но нашел его лучик. Я его вам отдам, если вы поможете мне сосчитать весенние приметы.
3. д/и «Посчитай». Дети выполняют задание и получают лучик.
Логопед : Чтобы ваши глазки были зоркими, давайте сделаем упражнение.
4. Гимнастика для глаз «Подснежник».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
«Нарисуйте» круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Быстро, быстро вы моргайте,
И команды выполняйте.
Логопед : Следуем дальше за ручейком! (слайд-звук ручья) Посмотрите, кто это?
Дети: Белка!
Логопед :Где живет?
Дети:Белка живет в дупле.
Логопед : Здравствуй, белочка! Не поможешь ли ты нам найти и весну и солнышко?
Белочка (слайд-запись) : Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала, лучик только нашла. Вам его отдам, если вы поиграете со мной в игры («Скажи наоборот», «Назови ласково»)
Логопед : Конечно, с удовольствием! Ребята, вставайте в кружок (игра с мячом= физкультминутка)
4. «Скажите наоборот», «Назови ласково»
Логопед : Как всё меняется с приходом весны?
Зимой холодно, а весной…. (тепло).
Зимой лёд на реке толстый, а весной …. (тонкий).
Зимой солнце тусклое, а весной …. (яркое).
Зимой день короткий, а весной …. (длинный).
Зимой солнце стоит низко, а весной …. (высоко).
Зимой снег чистый, а весной …. (грязный).
Логопед :А теперь поиграем в ласковые слова.
Снег-снежок; солнце-солнышко; луч-лучик; ручей-ручеек; цветок-цветочек.
Логопед :Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Дети получают от белочки лучик.
Логопед : Продолжаем искать весеннее солнышко. (слайд-звук ручья)
Шубка-иголки.
Свернется он-колкий.
Рукой не возьмешь.
Кто это?
Дети: Ёж!
Логопед : Правильно! Где сидит ежик?
Дети: Ежик сидит на пеньке.
Логопед : Здравствуй ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Ёжик (слайд-запись) : Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал я по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если вы выполните мое задание.
5. Игра «Четвертый лишний». Слайды на экране. Дети выбирают лишнюю картину и объясняют свой выбор.
Логопед : Ребята, ежик предлагает вам выполнить пальчиковую гимнастику.
6. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (с мячиками)
Этот шарик не простой: Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладём, Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем, Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу
Дети получают лучик.
Логопед : Ребята, ежик сказал, что бежал по лесным проталинкам. Вы знаете что это? Как они появляются? (Логопед показывает слайд-картинку на экране, рассуждают)
Логопед : Лучиков много,а солнышко не нашли. Что же, продолжим наш путь. (слайд-звук ручья)
А пока мы бежим, проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки вверх!
(Шкаф, апрель, снегопад, подснежник, мороз,капель.)
7. Упражнение на слуховое внимание и память
Логопед : Молодцы!Внимательные! Ребята, весенний ручеек этому лесному жителю подмочили шкуру, он проснулся. Кто это?
Дети: Это медведь.
Логопед : Где спал медведь всю зиму?
Дети: Медведь спал всю зиму в берлоге.
Логопед : Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти?
Медведь (слад-запись) : Здравствуйте дети! Я обязательно помогу вам, но только вы мне сначала помогите подготовиться к весеннему празднику.
8. Развитие слоговой структуры слов «Собери букет». Разделить названия цветов на слоги, поставить цветы в вазу. В вазу с двумя цветочками, тот цветок в названии которого два слога, с тремя, те цветы в названии которых три слога, а с четырьмя, тот цветок, в названии которого четыре слога. Дети выполняют задание и получают лучик.
9. Дыхательное упражнение «Цветочек».
Логопед : Весна дарит нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
Логопед : Весна и солнышко где-то рядом! Но, думаю, мы все очень устали от долгой дороги, нужно отдохнуть. Присаживайтесь за столы и закрывайте глазки.
Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.
Слова логопеда : Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро (все открывают глаза).
Логопед : Ребята,вот мы и вернулись из весеннего леса, мы снова в своей группе. Посмотрите, вот и солнышко! Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. Если мы нашли солнышко, значит, и весна рядышком! Значит, наши поиски подошли к концу.
Рефлексия
Логопед :С приходом весны всё меняется. Вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Кому помогали? Вам понравилось путешествие? (Дети отвечают, логопед добавляет лучики к солнцу на фланелеграфе.
Логопед :Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями!
А теперь пришло время распахнуть двери навстречу весне (Открывают дверь, перед ними мешок (записка от весны, логопед зачитывает) :
«Дорогие ребята! Спасибо вам за помощь! Вы преодолели все препятствия, выполнили все задания. Я теперь буду радовать вас теплом! Ваша Весна!»
Дети открывают мешок, в нем желтые воздушные шарики.
Логопед : Пришло время попрощаться с гостями, ребята. Спасибо всем за внимание! До свидания.
Список литературы:
1. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Весна. Дидактический материал.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб. : Издательский
дом «Литера», 2001.
3. Кузнецова Е. В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
5. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР
6. Ременникова И. А. Задания на закрепление лексико-грамматических категорий, на развитие связной речи для детей старшей группы.