Ольга Климентьева
Конспект логоритмического занятия «Как коза в лесу избушку построила»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмическое занятие
(старшая и подготовительная группа)
Тема: «Как коза в лесу избушку построила» (по мотивам русской народной сказки).
Цель: Преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы детей в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Закрепление лексической темы: «Осень», «Деревья».
2. Продолжать развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
3. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Как коза в лесу избушку построила“» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
4. Продолжать развивать слуховое внимание и память.
5. Вырабатывать чёткость координированных движений во взаимосвязи с речью.
6. Развивать мелодико – интонационные, просодические компоненты и умение создавать выразительные образы с помощью мимики.
7. Укреплять костно - мышечный аппарат и развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
8. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Продолжать развивать коммуникативные способности.
10. Установление эмоционально-личностного контакта между детьми.
11. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Оборудование: Мелодии и Слайды к упражнениям и играм. Схемы, изображающие различные позы. Маска ёжика и шапочка волка. Деревянные палочки – по две каждому ребёнку. Бумажные салфетки для каждого ребёнка. Контейнер для использованных салфеток. Ободки овощей по количеству детей. Фуражка и руль для ребёнка, который исполняет роль водителя.
Ход и руководство
(Дети двумя колоннами входят в музыкальный зал под звучание русской народной мелодии «Травушка-муравушка», выполняют перестроения и садятся на стульчики, поставленные в два ряда).
Учитель-логопед : Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем сказочниками и расскажем всем гостям одну очень интересную русскую народную сказку «Как коза в лесу избушку построила». Сказочники, готовы? (Ответ детей). Тогда начинаем.
(Фоном звучит русская народная мелодия)
В одной деревне жила-была старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Люди с утра за работу принимаются, а старуха до обеда на печи лежит. К обеду встанет, поест, попьёт и начинает говорить – и с соседками, и с прохожими. Даже сама с собой скороговорки болтает.
(Дети проговаривают скороговорки три раза в разном темпе)
Скороговорки
1. «Варвара варенье доваривала,
Ворчала да приговаривала».
2. «Вы слыхали про покупки?
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои».
3. «Маланья-болтунья молоко болтала,
Выбалтывала да не выболтала».
(Фоном звучит русская народная мелодия)
Учитель-логопед : Старуха-говоруха болтает, а коза с козлятками в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать… Однажды коза решила уйти от старухи, избушку себе в лесу построить. Выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только старуха их и видела! Забежали козочки в огород, капустой пообедали, посмотрели, как люди урожай собирают.
Дети исполняют Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко)
Слова песни Движения
1.
Мы корзиночки несём,
Хором песенку поём.
Урожай собирай
И на зиму запасай. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Ой-да, собирай
И на зиму запасай. Хлопают в ладоши («тарелочки») два раза, притопывают три раза.
2.
Мы – ребята-молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас не плох! Дети выполняют повороты вправо, влево с разведением рук в стороны.
Ой-да, и горох.
Урожай у нас не плох! Хлопают в ладоши («тарелочки») два раза, притопывают три раза.
3.
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай! Грозят пальцем.
Ой-да, не зевай,
А в корзинку полезай. Хлопают в ладоши («тарелочки») два раза, притопывают три раза.
4.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай! Взрослые делают из рук воротики, а дети идут друг за другом топающим шагом, руки на поясе и садятся на места.
Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Учитель-логопед : Побежала коза с козлятами в лес. Бегут, оглядываются – боятся, как бы старуха-говоруха их не догнала.
(Дети выполняют упражнение на развитие внимания «Замри»).
(Дети бегут легко на носках, выполняют подскоки, приставной шаг, топающий шаг, широкий шаг, лёгкий бег. После окончания музыкального фрагмента замирают, принимая позу, изображённую на схеме, которую им показывает учитель-логопед).
Учитель-логопед : Прибежали они в лес, стали искать, где бы им избушку построить. Увидели высокий дуб.
(Дети проговаривают Чистоговорку «Д-Д»)
Ду-ду-ду – к дубу подойду. Дети «пробегаются» указательными и средними пальцами по бёдрам.
Ды-ды-ды – где твои плоды? Ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Ди-ди-ди – это жёлуди. Соединяют указательные и большие пальцы в кольцо.
Учитель-логопед : Не разрешил дуб строить рядом с собой избушку :
- По осени жёлуди с меня упадут – твоих козляток ушибут.
Подошла коза к яблоньке и говорит:
- Яблонька! Яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут.
Сказала так яблонька и уронила яблочко на ёжика, который отдыхал под ней. Он сразу проснулся и быстро-быстро побежал.
Игра «Кто скорее?»
Учитель-логопед : Пошла коза к ёлке. Но и ёлка не посоветовала строить здесь избушку :
- Шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут, ветки мои колючие уколют малышей.
Стихотворение с движениями «Ёлка»
Были бы у ёлочки ножки, Дети качают головой вправо-влево, подняв руки вверх и соединив их над головой («макушка ёлки»).
Побежала бы она по дорожке, Переступают с ноги на ногу, руки на поясе.
Заплясала бы она вместе с нами, Поочерёдно выставляют ноги на пятку.
Застучала бы она каблучками. Поднимаются на носки и опускают на всю ступню.
Учитель-логопед : Решила Коза построить избушку около шиповника. Но козлята запрыгали, заскакали рядом с кустом да шёрстку свою повыдирали, шкурку поцарапали.
Упражнение на развитие мимики
(Дети передают выражением лица боль козлят, показывают, как они жалуются маме-козе).
Учитель-логопед : Пошла тогда коза к осине :
- Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками:
- Мои листики и днём и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Да волк часто ходит рядом со мной, за зайцами гоняется и твоих козлят напугает.
Музыкальная игра «Зайцы и волк»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами песни)
Учитель-логопед : Пошла Коза к берёзе, попросила около неё избушку построить. Качнула берёзка веточками, сказала:
- Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под берёзой свой дом.
Ритмическая игра «Строим дом»
(Дети отстукивают ритм песенки деревянными палочками).
Учитель-логопед : Стала жить коза с козлятами в доме около берёзы. Сделали они рядом с домом качели. Целыми днями козлята резвятся, на качелях качаются, а берёзка им улыбается.
Логопедическая гимнастика
1. «Улыбка».
(Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны).
2. «Качели-1».
(Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку).
3. «Качели-2».
(Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, стараясь подворачивать кончик языка как можно больше).
Попевка «Качели» Е. Тиличеевой
На качелях я лечу: Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх, вниз!
Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.
Я пою, смеясь, кричу: Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх, вниз!
Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.
Учитель-логопед : Осенью берёзка сменила зелёный наряд на золотой.
Кружатся листья над нами,
Тихо шуршат под ногами.
Кажется, каждый листочек
Что-то поведать нам хочет.
(М. Дружинина)
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: Дети делают кистям плавные движения вперёд – к груди.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Поочерёдно загибают пальцы на руке.
Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.
Учитель-логопед :
Несмотря на всю красу,
Опустело вдруг в лесу.
Птицы к югу улетели.
Скоро прилетят метели.
(Т. Крюкова)
Песня «Осень милая шурши…»
1.
Осень очень хорошо,
Хороша, хороша.
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой.
Удивляет всех подряд
Осень красотой. 2.
Осень долго не грустит,
Не грустит, не грустит.
Даже если снег летит,
Снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд,
Стал он тоньше, чем был.
Всё равно огнём горят
Ягоды рябин.
Припев: Осень милая шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг. Припев: Осень милая шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг.
Учитель-логопед : Подул холодный ветер. Облетела листва с берёзы. Ждёт берёзка, когда зимушка-зима укроет её снежным платком. Козлята тоже ждут зиму, хотят по снегу побегать в снежки поиграть. А пока они не скучают, свои пляски затевают.
Парный танец «Приглашение»
Учитель-логопед : Вот и сказочки конец, а кто мне помогал рассказывать, и кто слушал сказку МОЛОДЕЦ!
(Дети парами уходят из музыкального зала, под звучания русской народной мелодии «Травушка-муравушка»).