Марина Сопотова
Конспект логоритмического занятия «Приключения осеннего дождика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логоритмического занятия "Приключения осеннего дождика"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Неречевые задачи:
• Развитие координации движений, ориентации в пространстве.
• Развитие слухового внимания и памяти.
• Формирование умения работать в коллективе.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие фантазии и творческого потенциала дошкольников.
• Воспитание музыкального вкуса.
• Нормализация мышечного тонуса.
Речевые задачи:
• Развитие речевого дыхания.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Приключения осеннего дождика“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• Развитие мимической и артикуляционной моторики.
• Развитие координации речи с движением.
• Развитие интонационной выразительности речи.
• Активизация словаря.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Дидактическое пособие «Старичок-годовичок», детские музыкальные инструменты (треугольники, маракасы, бубны); дидактическое пособие «Ритмическое лото», фланелеграф; ватман, затонированный в синий цвет, краски гуашевые белого цвета, влажные салфетки (по количеству детей).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:
• Музыкально-ритмическое упражнение «Чок-чок, каблучок» М. Сопотовой
• Песня «Гриб волнушка» М. Картушиной
• Песня «Дождика слезинка» Н. Лукониной
• Песня «Капельки» В. Павленко
• Песня «О чём плачет дождик?» И. Арсеева
• Фоновая музыка: «Осень» А. Вивальди, «Летняя гроза» А. Вивальди, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Святки» П. И. Чайковского.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ - музыкальный зал
Ход занятия
Звучит фрагмент из музыкального цикла «Времена года» А. Вивальди («Осень»). Дети свободно входят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом у центральной стены.
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Наступил новый день, заниматься нам не лень.
Вас в сказку всех я приглашаю и новых встреч всем обещаю.
Чтобы попасть в сказку, нужно всем закрыть нам глазки…
Дети закрывают глаза.
Звучит фоном фрагмент музыкального произведения «Аквариум» К. Сен-Санса
Во время звучания музыки логопед выставляет на демонстрационный столик дидактическое пособие «Старичок-годовичок». С окончанием музыки дети открывают глаза.
Логопед: Всё в мире движется вперёд.
Уходит прочь за годом год…
Знакомьтесь – это старичок,
Зовут его – Годовичок!
У старичка-годовичка есть четыре подружки – четыре кумушки. Вот они!
(логопед демонстрирует пособие – дидактическую игрушку «Старичок-
годовичок» с временами года – весной, летом, осенью, зимой).
Придут к нам с кумушкой Зимой - декабрь, январь, февраль,
Они снежинок белый рой несут куда-то вдаль!
(обыгрывает слова с помощью пособия)
А за зимой идёт Весна… То – март, апрель и май,
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай!
А следом Лето к нам спешит: июнь, за ним июль бежит,
За ними август, вслед идёт, он много фруктов нам несёт.
За летом Осени краса исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь засыплют нас листвой!
Снежок роняя на ходу, Зима придёт опять,
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать!
Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)
Давайте порадуем осень, споём про неё наши распевки.
Дети поют: А-А-А-А-А-А-А – осень хмурая пришла.
О-О-О-О-О-О-О – лето тёплое ушло.
Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э – всюду лужи на земле.
И-И-И-И-И-И-И – зонт скорее свой бери.
У-У-У-У-У-У-У – в сапогах гулять пойду.
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы – всюду осени следы…
Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне glissando.
Логопед: Слышите? Это осенний дождь начинается…
Я хочу вам сегодня рассказать историю о приключении осеннего дождика.
Осенний дождик бывает разный: то грустный он, то весёлый, как праздник.
С осенней порою он дружит всегда. Но вот как-то с ним приключилась беда…
Историю эту хочу рассказать. Но мне с сентября придётся начать…
Фоном звучит фрагмент из музыкального цикла «Времена года» А. Вивальди («Летняя гроза»).
Осень по земле плыла, дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках в чёрных маленьких сапожках.
Дождик всюду проходил, на крылечке наследил.
В тёплой луже потоптался. Тонул, шлёпнул и умчался.
Коммуникативная игра «Туча» М. Картушиной
Дети быстро встают в круг, берутся за руки и двигаются приставным боковым шагом вправо под ритмический рисунок мелодии, приговаривая слова:
Туча, туча! Ты спустись пониже!
Чем туча ниже, тем земля ближе.
БАХ! (резко приседают)
Дождик бродит по дорожкам, застучал, как в барабан.
Скачет дождик, пляшет дождик, стало мокро тут и там!
Муз. рук. : Сентябрьский дождик, точно летний. Он любит бегать и играть.
Его совсем мы не боимся, а любим с ним мы танцевать!
Исполняется музыкально-ритмическое упражнение «Чок – чок, каблучок» М. Сопотовой:
Через речку- ручеёк, жёрдочка проложена.
Через речку – ручеёк, перебраться можно.
Чок-чок, каблучок, по дощатой стёжке,
Не промочим башмачки, не застудим ножки!
Логопед: В сентябре, в сентябре - весёлый дождик на дворе.
Дождь игривый, озорной, шаловливый дождь, грибной!
Стихотворение с движением «Меж еловых лап» М. Картушиной.
Меж еловых мягких лап Дети поочерёдно протягивают вперёд
руки, широко раздвинув пальцы.
Дождик – кап, кап, кап. Ударяют указательным пальцем одной руки
по ладони другой.
Где сучок давно засох, Поднимают плечи, опускают ладони рук
вниз, пальцы раздвинуты и выпрямлены.
Всюду мох, мох, мох. Сжимают и разжимают пальцы.
Где листок к листку прилип, Трут ладони друг о друга.
Вырос гриб, гриб, гриб. Постепенно поднимают руки, ладони развёрнуты
вверх.
Муз. рук. : На лесной опушке вырос гриб…
Дети: Волнушка!
Исполняется песня «Гриб волнушка» М. Картушиной (на музыку припева дети подыгрывают на ДМИ, стараясь чётко передать ритмический рисунок мелодии)
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка – шляпка на макушке.
Дождик шёл, дождик шёл, вышел на опушку,
Наклонился и нашёл круглую волнушку.
Мокнет у волнушки шляпка на макушке.
Шляпка на макушке мокнет у волнушки.
Солнце шло, солнце шло, вышло на опушку,
Пригляделось и нашло мокрую волнушку.
Сохнет у волнушки шляпка на макушке,
Шляпка на макушке сохнет у волнушки.
Наша Даша в лес пошла, и грибок она нашла.
Вот и нет волнушки на лесной опушке.
С окончанием музыки дети кладут музыкальные инструменты на столик и садятся на стульчики
Логопед: Отошёл сезон грибов, настало время холодов.
В октябре, в октябре – дождик частый на дворе!
Вся природа готовится к долгой зиме.
Лишь дождик не хочет встречаться с матушкой – зимой.
Долго дождик будет плакать, разведёт повсюду слякоть,
Грязь и лужи на дороге, поднимай повыше ноги!
Песня «Дождик» Н. Лукониной (с использованием логоритмических движений)
Педагог предлагает детям выложить на фланелеграфе ритмический рисунок песни, используя дидактическое пособие «Ритмическое лото»
Упражнение «Выложи ритмический рисунок» (\ \ \, \ \ \)
Фонопедическое упражнение «Перед дождём»
Заунывный ветер гонит Дети делают crescendo и
Стаю туч на край небес. diminuendo на звук [у].
Ель надломленная стонет Делают штро-бас на связках на звук [а].
Глухо шепчет тёмный лес Тихо и долго произносят «пата-пата-пата…»
на одном дыхании.
Полумрак на всё ложится; Делают glissando на звук [у] сверху вниз.
Налетев со всех сторон, Произносят «кар, кар…» очень громко в разных
С криком в воздухе кружится регистрах.
Стая галок и ворон.
Логопед: Ноябрь – темнее в небе тучи, и начал капать дождь колючий!
Стал он чаще с неба лить, как же тут не загрустить?
Исполняется песня «Капельки» В. Павленко. С окончанием музыки детям предлагается выложить ритмический рисунок припева этой песни с помощью ритмического лото.
Упражнение «Выложи ритмический рисунок» (\ \\ \ \\)
Муз. рук. : Облетают последние листья…
Завершается уж листопад…
Плачет дождь, он грустит с нами вместе,
Почему ж ноябрю он не рад?
Исполняется песня «О чём плачет дождик?» И. Арсеева (передавая мимикой и жестами содержание песни).
Логопед: Вот, ребята, в чём беда! Не за горами холода,
И дождь осенний слёзы льёт, что в гости к нам зима идёт.
Но дождик осенний не знает, что с водою в мороз бывает.
А вы знаете? (Дети отвечают)
Педагог предлагает детям развеселить осенний дождик, - показать ему, во что могут превратиться его капельки.
Дети проходят к столам, на которых приготовлен материал для коллективной работы «Снежинки». На затонирванном в синий цвет листе ватмана дети рисуют ладошками снежинки. Одну снежинку выполняют 3-4 детей, прикладывая ладошки с разных сторон, чтобы получилась «многолучиковая» снежинка. Логопед контролирует выполнение работы, помогая детям советом, напоминанием, подбадривая похвалой.
Логопед: Дождик осенний теперь удивился,-
Неужто в снежинки он превратился!
Во время выполнения коллективной работы звучит фоном фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского («Святки»).
С окончанием работы педагог предлагает детям покружиться, потанцевать по эту музыку. С окончанием музыки дети садятся на свои места.
Логопед: Вот и закончилась эта история…
Дождик осенний вернётся не скоро к нам…
Он знает теперь, что не надо скучать,
Красавицу-зимушку будем встречать!
Педагог предлагает детям отправиться на прогулку и посмотреть, превратился ли осенний дождик в снежинки.
Занятие завершено.