Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы

НАТАЛЬЯ ПУТКОВА
Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы

Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на поверхности воды; перепонки на лапах, чтобы легче плыть).

Задачи:

1. Опытным путем подвести детей к пониманию того, что жир не дает предметам утонуть;

2. Учить обобщать информацию, полученную в результате опытов, перья утки покрыты жиром и поэтому не намокают и не тонут;

3. Подвести детей к выводу, что перепонки на лапах у водоплавающих птиц помогают им плавать по воде.

Ход:

Воспитатель вносит корзинку с игрушками утёнка и цыплёнка.

Публикация «Конспект непосредственно образовательная деятельность „Почему утки плавают“ для старшей группы» размещена в разделах

Воспитатель - Посмотрите, кого я принесла. Из какой сказки эти герои? Чем закончилась эта сказка?

( Предполагаемые ответы детей: Из сказки «Утёнок и цыплёнок». Закончилась сказка тем, что цыплёнок и утёнок пошли купаться и цыплёнок чуть не утонул.)

Воспитатель - Почему цыпленок стал тонуть, а утёнок плавал?

( Предполагаемые ответы детей: «Потому, что цыплёнок не водоплавающий)

Если затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

- Кто мама утёнка? Утка умеет плавать или нет? Как называются птицы, которые умеют плавать? ( Подводит к выводу: плавают водоплавающие птицы)

- Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды и умеют плавать?

Дети не знают ответа на вопрос, высказывают свои версии.

Воспитатель дает правильный ответ: Водоплавающие птицы держатся на воде и не тонут, потому что у них перья покрыты жиром, а плавают по воде потому что у них на лапах перепонки. И помогут нам в этом убедится несколько опытов.

Проходите в нашу лабораторию за столы.

Сейчас мы с вами убедимся, что жир не дает предметам утонуть.

Возьмите один листик бумаги и опустите его в воду, окрашенной стороной вверх. Что с ним произошло? ( Предполагаемые ответы: «Он намок») Намочим его сильнее. Что с ним теперь произошло? ( Предполагаемые ответы: «Листик утонул»)

Положим перед собой клеёнку и намажем на ней второй листик бумаги с двух сторон жиром. А теперь опустим его в воду, окрашенной стороной вверх и тоже хорошо помочим. Что с ним произошло?

( Предполагаемые ответы детей: «Он не утонул, он всплыл.»)

Почему один листик утонул, а другой плавает на поверхности?

Воспитатель предлагает вспомнить, чем отличались листочки. Подводит к выводу: листочек намазанный жиром не тонет.

Давайте достанем листик из воды. Что происходит с водой? ( Предполагаемые ответы: «Вода стекла и держится каплями на листке»)

Почему? ( Предполагаемые ответы: «Жир мешает листку намочиться»)

Воспитатель фиксирует на доске результат опыта.

Воспитатель – У каждого из вас есть два пера белое утиное и коричневое куриное. Давайте проверим, правда ли, что утиное перо покрыто жиром и не намокнет. Возьмите два пера, одно куриное (Обращается к цыплёнку : «Смотри, цыплёнок, это перо твоей мамы – курицы.») второе утиное (Обращается к утёнку : «Это, утёнок, перо твоей мамы - утки) и опустите их в воду, хорошо помочите и достанте. Как они изменились? ( Предполагаемые ответы: Куриное перо намокло, а утиное не изменилось.)

Почему? (Если дети затрудняются.) Давайте вспомним опыт с листиками бумаги. Почему один утонул, а другой плавал на поверхности? Так почему же одно перо намокло, а другое – нет?

Подводит к выводу: утиные перья покрыты жиром.

Воспитатель зарисовывает на доске результат опыта.

Поэтому водоплавающие птицы не намокают и держаться на поверхности воды.

Воспитатель – Птицам надо не только держаться на поверхности воды, но и передвигаться по воде в поисках пищи, и в этом им помогают перепонки на лапах. Давайте выясним, почему перепонки помогают птицам плавать.

Подойдём к ёмкости с водой. Наденьте, пожалуйста, на одну руку пакет и закрепите резинкой. Растопырьте пальцы. На что стала похожа ваша рука?

( Предполагаемые ответы: на лапу водоплавающих птиц.)

Вначале давайте надавим на воду растопыренными пальцами руки без пакета, а потом - пальцами в пакете.

Какой рукой было труднее надавливать на воду?

( Предполагаемые ответы: рукой в пакете.)

Если труднее надавливать, то легче отталкиваться в воде. Поэтому у водоплавающих птиц лапки с перепонками.

Обращается к игрушкам : «Видишь, цыплёнок, у утёнка лапки с перепонками, а у тебя нет, поэтому ты и не смог поплыть».

Воспитатель зарисовывает на доске результаты опыта.

Воспитатель – Ребята снимите пакеты и положите их на стол, пройдите в лабораторию за столы.

Ребята, напомните, пожалуйста, чем водоплавающие птицы отличаются от неводоплавающих.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящий вопрос (Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды)

Подводит к выводу: «Их перья покрыты жиром»

А чтобы они могли плыть?

( Предполагаемые ответы: у водоплавающих птиц на лапках перепонки.)

Воспитатель – Цыпленок, теперь ты понял, почему у тебя не получилось поплыть, потому что утёнок водоплавающая птица, а ты нет. Дорогие гости вам пора домой – в птичник, вас мамы заждались. До свидания.

Уносит корзинку с игрушками за дверь.

Воспитатель – Интересно, зачем водоплавающим птицам надо плавать?

(Предполагаемый ответ детей – Чтобы питатеться)

А чем питаются водоплавающие птицы мы с вами узнаем в следующий раз.

Ребята давайте вспомним. Какой опыт помог нам понять, почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды?

( Предполагаемые ответы: опыт с листочками)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

Какой опыт помог понять, почему водоплавающие птицы легко и быстро плавают?

( Предполагаемые ответы: опыт с пакетом на руке)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

А теперь присядьте за столы и зафиксируйте ход опытов в дневнике.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя»Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя» Образовательная деятельность в старшей группе (подгруппа детей 10 чел.) Тема:"Право на имя" Цель: создание игровой ситуации для закрепления.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: Пернатые друзья. Задачи: Формировать.

Непосредственно образовательная деятельность «Страна доброты и вежливости» с детьми старшей группы Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет…» Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет.» Программное содержание:.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пингвиний пляж» Тема «Семейство пингвинов» Задачи: 1. Совершенствовать технику скульптурной лепки; 2. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Полет в космос» Цель: Создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”. Задачи: Образовательные расширять.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Доброта» Цель: учить быть сдержанными, вежливыми и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия.

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Почему к нам приходит зима?» Цель: создание условий для развития творческого воображения, логического мышления Задачи: 1. Создать условия для закрепления знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 11:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД