Александрова Наталья
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Две Матрёны, три Матрёшки и одна Матрёшечка» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой) через интеграцию познавательно-речеевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи:
формировать у детей интерес к народному декоративно- прикладному искусству, к истории и культуре России;
познакомить с историей возникновения матрешки, особенностями росписи русской матрешки;
дать представление о семеновской, полхов-майданской, вятской, загорской, и авторской росписи;
углублять интерес к литературе, народному фольклору;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Две Матрёны, три Матрёшки и одна Матрёшечка“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли;
обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке словами: матрешка, народная игрушка, народный мастер, Сергиев Посад, полхов-майданская, вятская, семеновская, авторская, расписная;
упражнять в сравнении предметов по высоте;
развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук;
учить рисовать узоры, используя акварель;
развивать творческие способности в декоративном рисовании;
вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Интеграция ОО
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
корзинка, деревянная матрешка, иллюстрации с элементами росписи в разных техниках (семеновской, полхов-майданской, вятской, загорской, и авторской); видеопрезентация «Русская матрешка»; дидактическая игра «Расставь по убыванию»; дидактическая игра «Собери пазл»; дидактическая игра «Найди подружку»; бумажные силуэты матрешки; кисти; салфетки; стихотворение В. Берестова «Матрешки». аудиозаписи русских народных песен.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите играть и у вас в группе много игрушек. А я вам сегодня принесла еще одну игрушку, но перед тем, как мы с ней познакомимся, я бы хотела, чтобы сегодня у нас было хорошее настроение, для этого возьмите друг друга за руки и повторяйте за мной:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
После такого хорошего настроения у нас все обязательно получится. А сейчас посмотрите, что за игрушка в моей корзине? (Достает матрешку).
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко-
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Воспитатель: Что же это за игрушка? (Матрешка). Матрешка- игрушка необыкновенная. Кажется, что я принесла только одну игрушку, а на самом деле их больше. Смотрите, из самой большой матрешки я достаю еще одну, и еще одну, и еще одну, и самую маленькую. Сколько матрешек к нам пришли на занятие (Пять). Правильно, пять. Мы с вами сейчас поговорим о матрешке.
2. Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, матрешку придумали русские мастера? (Ответы детей). На самом деле первая кукла, по которой потом сделали нашу матрешку появилась в Японии. Называется эта кукла Фукурума. Фукурума- это фигурка мудреца, лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. А первую матрешку в России создали художник Малютин и токарь Звездочкин. Эта игрушка совсем не была похожа на японского старичка. Мы видим, что художник изобразил детей разных возрастов от самой большой девочки до самого маленького младенца, завернутого в пеленки. После появления первой матрешки мастера в разных частях России стали изготавливать и расписывать деревянных кукол, так им понравилась кукла, которую назвали Матрешкой. Матрешка – это женское имя, очень распространенное раньше в России.
Первые куклы матрешки изготавливались в московской мастерской, а после ее закрытия стали делать в городе Сергиев Посад, недалеко от Москвы. Сергиево – Посадские матрешки расписывали гуашью. Платок на игрушке завязывали узлом, платок и передник расписывали простыми цветами. А после этого покрывали матрешку лаком. Как вы думаете, зачем? (Ответы). Правильно, краски на матрешке становились ярче, и такая матрешка очень долго сохраняла свою роспись, не пачкалась, а ее рисунок не стирался.
Совсем других матрешек делают в городке Семенов в Нижегородской области. В своей росписи семеновские мастера используют «травный» орнамент. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей). «Травный» орнамент – это завитки травы, листики, ягоды, цветочки. Их изображают специальными красками, обычно, это краски трех цветов -красный, синий и желтый. Семеновская матрешка самая многочисленная, в нее вкладывают до 15-18 кукол.
Следующая матрешка, вятская матрешка. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Делают таких матрешек в городе Киров, который раньше назывался Вятка.
А вот еще одна матрешка, у нее очень сложное название, но мы постараемся его запомнить. Это полхов майданская матрешка.
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Овал лица у нее с кудряшками волос, пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
Современные художники, сохраняя русские традиции, рисуют матрешек на любую тему. Это могут быть русские богатыри,сказочные персонажи, даже веселые пингвины. Но всегда матрешка остается символом нашей страны. Ее с удовольствием покупают иностранцы и увозят с собой. А дети любят с матрешкой играть. Вот и мы поиграем.
Воспитатель: Я приготовила для вас конверты с веселыми играми (достает конверты из корзинки). Предлагаю разделиться на 2 команды и быстро выполнить «Матрешкины задания» (делит детей на 2 команды, отдает им 1 конверт). В первом конверте матрешки разного размера. По моей команде разложите матрешек по порядку : от самой большой до самой маленькой.
Дидактическая игра «Расставь по росту»
Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с заданием. А сейчас посмотрим, что лежит во втором конверте (достает из корзины конверт).В верхнем правом углу я обвела матрешку. По моей команде, нужно найти точно такую же на своем листе и отметить ее кружком.
Дидактическая игра «Найди подружку»
Воспитатель: Обе команды справились хорошо, а сейчас повторим еще раз с другими матрешками (повторяют игру).
Воспитатель: А сейчас самое сложное задание. Называется оно «Собери матрешку». Картинки с изображением матрешек я разделила на 10 частей. Попробуйте по моей команде собрать из частей одну матрешку.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Воспитатель: Молодцы! Обе команды отлично справились с заданием. А теперь скажите, картинки с какими матрешками вы собрали? С семеновской, сергиево-посадской, вятской или авторской вы собрали? (Ответы детей). Ну, конечно, это авторские матрешки, они не похожи ни на одну из тех матрешек, о которых я вам сегодня рассказывала.
3. Практическая часть
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю создать свою авторскую матрешку. Для этого нам нужны краски, кисточки, салфетки. В корзине у меня есть матрешки, которые уже почти раскрашены. Осталось разрисовать их фартучки так, как захочется вам. Может быть, это будут алые маки и розы как на полхов майдановской матрешке, а может быть простые ромашки, как на сергиево-посадской, но я думаю, что вам захочется придумать свой узор и создать авторскую матрешку.
Под аудиозапись русских народных песен дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель обращает внимание на колорит и композиционное построение узора на фартучках.
4. Итог занятия (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих матрешек, они у вас очень красивые, и все ваши матрешки разные. Каждый сарафан украшен неповторимым узором. А вам нравятся ваши работы? (Ответы детей) Расскажите, что вам запомнилось и что интересного вы сегодня узнали (Ответы детей).
Возьмите своих матрешек с собой, чтобы создать в группе выставку авторских матрешек.