Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста

Булгакова Евгения Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Ознакомление дошкольников с берёзой, как символом России.

Задачи:

Обучающая: познакомить детей с берёзой, ставшей символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать у детей речь, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Передавать в художественном творчестве характерные особенности изображения берёзы.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Люблю березу русскую“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие; видеть и наслаждаться красотой русской берёзы.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

• чтение сказки «Как березка зверей лечила»

• разучивание стихов о берёзе

• знакомство с разными видами деревьев

• наблюдение за сокодвижением берёзы на прогулке (фото 1)

• рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов

• рисование березки

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на интерактивный стол, послушайте куплеты песен. (Дети смотрят презентацию на столе, сопровождающую песнями о берёзе)

Отгадайте загадку:

Стоит красавица - косы зеленые,

платье белое, кора горючая,

ветка плакучая, семя летучее? (Берёза)

Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, о чём у нас пойдёт речь? (Сегодня мы поговорим о русской березке). Береза - символ красоты русской природы, символ России. Ею можно восхищаться в любое время года.

• Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)

• Как называется лес, где растут одни березы? (Березник, Березовая роща).

Посмотрите, и у нас в группе сегодня эта русская красавица, она послушает, что мы о ней знаем. Берёза воспета поэтами в стихах, писателями в прозе, композиторами в песнях. Давайте мы с вами расскажем стихи о белоствольной красавице березке, которые написаны российскими поэтами:

Я прочту отрывок Михаила Матусовского из песни «С чего начинается Родина» :

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет!

Стихи читают дети:

1. Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую! (Александр Прокофьев)

2. Белее снега чистого, и месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы, березы стали в круг.

Их ветви - руки тонкие, как будто струны звонкие,

Лишь ветер к ним притронется, и все поет вокруг. (Герман Ходыров)

3. Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется в народе о ней.

(Всеволод Рождественский)

4. Опять о них, кудрявых и белесых,

А что тут делать, если на Руси,

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

5. Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес.

И Русь моя - березовая роща,

Которую не вырубить вовек. (Геннадий Тумарев)

Воспитатель: Спасибо ребята. А сейчас поделитесь своими знаниями об этом дереве, поиграем в игру «Вопрос - ответ» :

- Какой ствол у берёзы? (прямой, тонкий, белый)

- Если у неё белый ствол, как можно назвать берёзу одним словом, какая она? (белоствольная)

- Сколько лет может прожить берёза? (150 лет)

- В какое время года начинается сокодвижение у берёзы? (Весной)

- Можно ли пить берёзовый сок? (Да, берёзовый сок полезен, в нём много витаминов, глюкозы)

- Что изготавливают из древесины берёзы? (мебель, лыжи, фанеру)

- А знаете ли вы, что такое береста? (Береста – это поверхностный, белый слой коры берёзы. Она защищает дерево от солнечных ожогов, т. к. белый цвет отражает солнечные лучи.)

- Раньше для чего использовали бересту? (Её использовали как бумагу, на ней писали, делали короба). Можно дать детям рассмотреть, потрогать кусочек бересты, попробовать написать на ней.

- Что ещё делали и делают из бересты? (Поделки, сувениры, корзины, шкатулки, посуду, лапти)

Хочу обратить ваше внимание на выставку изделий из бересты, берёзы. Посмотрите, какие изделия могут изготавливать русские умельцы. (Рассматривают выставку, организованную в группе)

Издавна на Руси любили белоствольную красавицу – берёзу. Её называли деревом счастья. Вокруг берёзы водили хороводы. Давайте и мы организуем хоровод, споём нашей берёзе песню. (Звучит песня «Во поле берёза стояла», дети водят хоровод).

А сейчас садитесь, возле нашей берёзки, я расскажу вам ещё что – то важное и интересное об этом дереве (дети вместе с воспитателем садятся на палас)

Рассказ воспитателя сопровождается картинками (фото2.)

Воспитатель: 1. Березой мы любуемся, поем ей песни, водим хороводы. А ведь она еще помогает с бедой справиться.

2. В истории нашей Родины немало трагических событий. Русь защищалась от многочисленных завоевателей, одерживала победу. Одержали мы Победу и в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная березка давала силу нашим бойцам.

3. В годы войны березка была символом непобедимой России. Она стояла в полях, напоминала матерей, жен, сестер. Воины погибали за Родину и русскую березу.

Я в бою столкнулся с нею –

С берёзой на Смоленщине…

Я к ней приполз – мне было на нее

Взглянуть хоть перед гибелью охота!

…Берёза, ты – дыхание и стать!

Я углядел в тебе черты России.

“Россия, ты пришла…” – успел сказать

И выдохнуть: “В атаку!” – обессилев.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

4. Над могилой погибших воинов, в России существует издавна обычай, сажать березу, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.

Горит вечный огонь- символ неугасаемой жизни. А те три березки у Вечного огня! Почему их три? Почему не четыре березки глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки - тоже символ (вообще, Троица - святой символ Руси). Три березки- глубокий след, жгучее напоминание о войне.

5. Но, где бы ни росла береза, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова (попросить силы, здоровья, ума и т. п.). Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.

Спасибо, дети за то, что внимательно слушали меня.

Ответьте мне, ребята, что же главное о берёзе мы узнали сегодня, чем является берёза для русского народа? (Берёза – символ России, она символ русской природы, берёза даёт силу, приносит радость людям, может исполнить желание)

Я думаю, вы убедились в том, что берёза – красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

А вы хотите оформить берёзовую рощу на бумаге?

Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию «Берёзы России», используя различные изотехники: «пушком», «обрывание бумаги». Приступаем к работе (Дети выполняют коллективную работу (фото 3), звучит песня «С чего начинается Родина»).

Литература:

1. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М. : ГНОМ, 2003.

2. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

3. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

4. Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М. : Эксмо,2005.

5. Губанова Г., Азбука жив. природ. Раст. и животные леса, М. ,Родничок, 1999.

6. https://pedportal.net/

7. https://www.maam.ru/

Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о берёзе и обратить внимание на её красоту; - закрепить умение различать и изображать конкретное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Играем с круглой компанией» Задачи: Образовательные: -формировать познавательные действия (сравнение, обобщения, классификация, анализ и синтез). -закреплять умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; Задачи: Развивающие: - закрепить умения детей отвечать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух» Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, учить ритмом мазков дорисовывать изображение подсолнуха. Материал; мольберт, картинки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 15:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД