Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»

Наталья
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Почва - живая земля».

Подготовительная группа

Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, познакомить с её составом.

Задачи:

образовательные :

• формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;

• при помощи опытов показать, из чего состоит почва почве есть воздух, влага,

как происходит её загрязнение, как листья превращаются в почву.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Почва — живая земля“» размещена в разделах

• познакомить детей с обитателями почв.

развивающие:

• развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов.

• развивать воображение.

воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям.

Развитие словаря: растения, насекомые, грызуны, песок, глина, воздух.

Обогащение словаря: почва, свойства, перегной.

Оборудование: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; микроскоп или лупы, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка); для игры-листья, стаканчики с землей, песком, глиной (по количеству детей, шапочки с изображением куста - 2 штуки, с изображением дождевого червя-2 штуки, 4 обруча.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, грызунах, почвах, игры с листьями и наблюдения за ними в разное время года, опыты с почвой.

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям подарок от Шуршика, предлагает угадать, что в нём спрятано.

Воспитатель: Этот ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки.

Эта земля называется почвой — самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя: Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но из-за ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Воспитатель: Почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду нам не нравится, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит : из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

ОПЫТ 1: показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах,

растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп (лупу). Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2:

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время видно, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Мы сказали, что в почве есть воздух. Находится он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы увидеть это – проведём опыт.

ОПЫТ 3:

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.

- Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? почве есть воздух).

В почве есть вода, поэтому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке мы идём (ходьба на месте)

Листья на земле найдём (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды (приседания)

И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками)

Воспитатель: Дети, мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (ответы детей)

1. КРОТ- небольшой зверек, живет на опушках леса, в полях, и везде ведет роющий образ жизни, поэтому его трудно увидеть. Он прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых, личинок, а также для отдыха, где крот устраивает гнездо.

2. ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю жизнь проводит в почве. Питается останками

перегнивших листьев. Все его тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности червяка можно увидеть во время дождя.

3. МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

4. МЕДВЕДКА – насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Живёт на огородах и роет там ходы.

5. ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек, живет на лугах, полях. Днём живёт в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки (с показом иллюстраций).

1. Маленький рост, длинный хвост,

Сероватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2. Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3. Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки (дождевой червь)

4. Погляди на малышей: так резвы и бойки

Волокут со всех концов материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, здесь народ хороший.

Без работы, уж поверь, жить не может… (муравей)

5. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «КУСТЫ И ЧЕРВЯЧКИ»

Разделить детей на две команды. В каждой команде выбрать своего «червяка» и свой «куст». В одном конце помещения на полу на одной линии, на расстоянии друг от друга положить два обруча, это «норки» червяков. От каждой команды выбрать ребенка, который будет «дождевым червяком». Он становится в круг, около него, в кругу на полу поставить стаканчики с землей, песком, глиной. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «кустов». Эти дети встают в круг, держа в руках листья. На голове у детей соответствующие шапочки.

Остальные дети - участники становятся друг за другом. По команде ведущего

«Листопад!» дети бегут к «кусту» берут у него лист, далее бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей, песком или глиной. Потом возвращается с ним к кусту и отдает.

Участники команд повторяют действия пока последний не принесет землю, песок или глину своему кусту.

Итог занятия:

- Дети, сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва». Почва - что это?

Из чего она состоит? Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло много лет.

- Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

- Кто в ней обитает (ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих существ?

Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - они очень нужны почве.

- Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка» «Развитие у детей познавательной активности через детское.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком» Цель. Развивать сюжетно-игровой замысел, дорисовывать аппликативную композицию. Совершенствовать умение детей наклеивания готового силуэта.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!» Конспект непосредственно-образовательной деятельности (открытый показ) Тема: "Будьте здоровы!" Группа старшая Форма организации подгрупповая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля»Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: - дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; - пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 08:55
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД