Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта»

Сысоева Нина Ивановна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта»

Интеграция образовательных областей :

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: развитие личностных качеств, обогащение и активизация словаря,

повышение этнокультурной осведомленности у детей, приобщение к традициям народной культуры, создание оберега для своего дома.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» :

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие в далекое прошлое русского быта“» размещена в разделах

1. Расширение кругозора и эрудиции детей, обогащение и активизация словаря за счет исконно русских слов и понятий, обозначающих предметы русского быта (посуда, одежда, русского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).

2. Закрепление представлений детей об устройстве русской избы, предметах русского быта.

3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

4. Поощрение самостоятельности суждений детей, закрепление умения конструктивно вести диалог.

5. Воспитание чуткости к художественному слову, красоте и мудрости русской речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

1. Формирование умения изготавливать куклу «Пеленашка», совершенствование умения работать с тканью.

2. Мотивирование эмоционального отношения и интереса к работе.

3. Привлечение внимания детей к иллюстрациям известных русских народных сказок.

Образовательная область «Социально коммуникативное развитие».

1. Формирование представлений об истории, культуре, обычаях, национальных и семейных традициях.

2. Знакомство с видами народных самодельных кукол.

3. Формирование умения устанавливать положительные взаимоотношения с взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов.

4. Закрепление представлений об элементарных нормах и правилах поведения: не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью.

5. Воспитание патриотических чувств.

Материалы:

Самодельные куклы-обереги, нитки, лоскутки разного цвета, карточки с этапами изготовления куклы «Пеленашка».

Оборудование:

Группа оборудована в стиле русской избы с печью.

Предметы быта : самовар, лапти, деревянная посуда, часы, половики.

Технические средства обучения: мультимедийный экран.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок : «Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

2. Просмотр иллюстраций: «Внутренний мир русской избы», «Обереги - куколки».

3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней.

4. Беседы о куклах и народных костюмах. 5. Дидактические игры: «Как раньше и как сейчас».

Методы и приё мы:

Словесные - беседа с элементами рассказывания воспитателем;

Наглядные - иллюстративно – демонстративный материал (фотографии, картины, иллюстрации из книг);

Практические - выполнение куклы «Пеленашка».

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Звучит русская народная музыка. Входят дети, их встречает воспитатель в русском сарафане.

Воспитатель: Здравствуйте, мои милые! Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас, как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки!

Здравствуйте, дорогие гости! (Кланяется, прижав руку к сердцу). Дети, поздоровайтесь с гостями так же - это старый русский обычай (дети кланяются). Меня зовут Нина Ивановна. Я пришла к вам про русский народ рассказать, о том, как люди жили и чем занимались на Руси, в давние времена так называлась наша родина Россия.

Я сегодня одета в русский сарафан – такую одежду носили давным-давно ваши пра-пра-прабабушки. Скажите ребята, отличается моя одежда от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы? (Ответы детей). Но не только одежда, но и все окружающие предметы, вся жизнь стала сейчас другой. А как жили наши предки без электричества и электроприборов, хотите узнать? Тогда давайте отправимся в прошлое. А помогут нам вот эти волшебные часы, которые перенесут нас в те далёкие времена. Стрелки часов мы повернем назад и посчитаем в обратном порядке.

(Подходят к часам, встают, произносят считалку, один ребенок поворачивает стрелки назад, отсчитывают от пяти до одного). Дети: Пять, четыре, три, два, один - хотим в прошлом побывать.

Часть 1. Ведущая: Ребята как вы думаете, в каких домах жили люди, под какой он цифрой? (Ведущая подводит детей к экрану, приглашает присесть на стулья, на экране показ четыре дома: многоэтажный, коттедж, изба, дом будущего). Ответы детей. Дом под цифрой два. Воспитатель: Из чего люди строили себе дома? Дети: Из дерева, из бревен. Воспитатель: Значит дом, какой? Дети: Деревянный, Бревенчатый. Воспитатель: Сначала заготавливали для строительства огромные бревна, очищали их от сучьев и коры. Затем клали бревнышко на бревнышко – строили стены. Дома люди рубили сами, приглашали родственников, друзей. Давайте покажем, как строили. (Дети по очереди кладут на руку воспитателя свои руки). Воспитатель: Дом строили большой, просторный. Дети что нужно, чтобы зимой в таком доме было тепло? ( Второй слайд: обогреватель, печка, батарея, костер). Ответы детей: Печка. Воспитатель: В каждой избе была печь. Её называли – матушка, хозяюшка, кормилица. Печь согревала дом, на лежанке печи спали. Есть загадка о печи: «Чего из избы не вытащишь?» Почему так говорили? (Ответы детей). Печь занимала большую часть дома. Клали печь из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который клал печь?

Дети: (Печник). Воспитатель: Печь не только обогревала жилище, но и кормила. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, топлёное молоко, творог, пекли хлеб, пироги. Сушили грибы, ягоды, лечебную траву.

А придут дети с улицы: замерзли, или ноги промочили, залезают сразу на печку. Печь и обогреет, и одежду, обувь высушит, и вылечит если надо. Воспитатель: Вспомните, как люди называли свою печь? Дети: Матушка. Кормилица. Хозяюшка. Воспитатель: Как люди использовали печь? Дети: Варили, сушили, спали, лечились. Воспитатель: Как вы думаете, чем печку топили? (Ответы детей) (Речь с движением). Давайте поиграем. Пилим, пилим, пилим, пилим, Вместе мы бревно осилим. Рубим, рубим мы, дрова, Закатали рукава. Хорошо мы, потрудились, На лошадке прокатились. Принесли дрова домой, Будет нам, тепло зимой. Воспитатель: А сколько сказок было рассказано про печь. А вы любите сказки? Хорошо их знаете? Посмотрите, у меня есть картинки со сказками. Вам надо выбрать картинку, где в сказке есть печь. Назовите название сказки. Что говорится о печи в сказке?

Сказки: «Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка», «Заюшкина избушка».

Часть 2. Воспитатель: А теперь я в дом вас приглашаю. Посмотрите, порог в доме высокий, а дверь низкая. Чтобы в дом попасть, надо наклониться, да и ноги поднять. Почему так делали? (Ответы детей).

(Из мягких модулей сделана имитация дверей, дети друг за другом проходят.) Порог высокий, чтобы тепло не выходило из дома. Дверь низкая, для того чтобы поклониться хозяевам и их дому.

Воспитатель: Что такое? Пока я вас встречала, у нас в доме кто-то похозяйничал. Посмотрите, все предметы перепутаны. Помогите мне правильно разложить предметы из прошлого в сундук, а из настоящего в шкаф. (Лежат на полу предметы из прошлого и настоящего : веник, швабра; кастрюля, чугун; ложка деревянная, ложка железная; лапти, туфли; платок, шляпа; самовар, чайник). Дети: Лапти из прошлого я положу в сундук, а туфли из настоящего в шкаф и т. д. (Отвечает каждый ребенок про свою пару).

Часть 3. Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас попить чай, отдохнуть. Посмотрите, на столе стоят блюдца, я вам покажу, как раньше пили чай из блюдца. Чай горячий, надо подуть. ( Упражнение на дыхании: делаем вдох носом, губы в трубочку и дуем, повторить 3 раза).

Часть 4. Воспитатель: Рядом с печью стоял сундук. Старый бабушкин сундук. Тайны жизни в нем живут. В сундуке добро бережно хранится. Наряды сами шили, вышивали и в сундук складывали. А что в нашем сундуке? Сундук не открывается. Что за чудеса! Может, надо сказать, волшебные слова. Дети: Чок-чок каблучок, открывайся сундучок.

Воспитатель: А у нас в сундуке для вас загадка «Что всё это значит? Дочка, а не плачет; Спать уложишь – Будет спать День, и два, и даже пять?» О какой игрушке говорится в загадке? Дети: Кукла.

Часть 5. Воспитатель: Давным-давно, когда не было магазинов, у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас. Придумывали и делали себе игрушки ребята сами, вместе с родителями. Посмотрите, что я вам принесла! (показывает куклу). Такая куколка называется «пеленашка». Это самая первая куколка, такая куколка считалась оберегом для мамы, которая ждала ребенка, а когда малыш рождался, это была его первая игрушка. А вы бы хотели иметь такую куколку у себя? Я предлагаю сделать такую куколку. А в сундуке у меня всё для этого есть.

Когда люди изготавливали такие куколки, они вкладывали в неё свои желания, думали о хорошем, о здоровье. Вот и мы сейчас загадаем желание и начнем делать куколку. Берем белую ткань, складываем её пополам и сворачиваем в трубочку. Перевязываем скатку посередине, формируя талию, а также посередине верхней части, формируя голову. На голову надеваем красивую косынку, впереди скрещиваем концы ткани и заворачиваем их назад, завязываем. Берем цветную ткань и кладем на неё куколку так, чтобы голова немного выступала. Правый конец ткани оберните вокруг куколки. Нижний конец ткани, свисающий под куколкой, заверните наверх. Теперь оберните куколку левым концом пелёнки, у Вас получится свёрток. Обмотайте «пеленашку» тесьмой по всей высоте пелёнки, аккуратно завяжите, можно бантик завязать. Куколка готова. Вот так вас мамы пеленали, когда вы были совсем маленькими, поэтому и куколка называется «пеленашка», от слова «пеленать».

Заключение. Давайте встанем, возьмем куколок в руки и споем им песенку. «Ай, люли, люли, люли Кукле радуемся мы, Станем куколку качать, Ее не будем огорчать Мы ей песенку споем, засыпай ты крепким сном. Баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай». Ребята наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться назад. Снова подойдем к часам повернём стрелки вперед, произнесем волшебные слова (Подходят к часам, встают, произносят считалку, один ребенок поворачивает стрелки вперед, отсчитывают от одного до пяти). Дети: Один, два, три, четыре, пять – возвратите нас назад. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось. Вы все молодцы. Я дарю вам схему как делать куклу, вы покажите своим друзьям, и научите их. До свидания, дети.

Будьте счастливы!

Публикации по теме:

«Путешествие по волшебной осени». Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по волшебной осени» конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательное учреждение - бюджетное учреждение.

Фотоотчёт «Путешествие в прошлое народного быта»Фотоотчёт «Путешествие в прошлое народного быта» В рамках тематической недели «Народная культура» в старшей группе проведены мероприятия, направленные на ознакомление детей дошкольного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по городу Курску» Цель: познакомить детей с родным городом. Задачи: Образовательные: Формировать у детей интерес к своей малой родине..

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по морскому дну» ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРСКОМУ ДНУ ЗАДАЧИ: 1. Коррекционно-развивающие: - Развивать память, устойчивость внимания. - Обучать последовательно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в Фиолетовый лес» Цель: Развитие познавательных способностей и математических представлений детей на основе развивающих игр В. В. Воскобовича и методики «Сказочные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Веснушки» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: Расширять и обогащать представления детей о космосе, о планете Земля. Образовательные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое книги» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей возрастной группе.

Конспект основной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое. Первобытный мир и первобытные люди» Цель: знакомство детей с доисторической эпохой и особенностями жизни первобытного человека. Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни.

Открытие музея «Комната русского быта»Открытие музея «Комната русского быта» ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование музея: музей «Комната русского быта» Тип музея: комната быта. Профиль музея: краеведение, быт и занятия населения.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое Павловска» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта»
Опубликовано: 15 июня 2018 в 16:31
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД