Лучший педагог года

Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»

Надежда Байбарина
Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие пароходика»

(АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ)

образовательная область «Коммуникация»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма: непосредственно образовательная деятельность.

Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.

Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие пароходика“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.

-формировать умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.

- активизация словарного запаса детей.

Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;

- воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи, интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Оборудование:

- ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.

1. Организационный момент.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед и дети здороваются.

- Попробуйте отгадать загадку!

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.

(Пароход) СЛАЙД№1

2. Основная часть.

-Ребята, вы знаете, где живут зимой речные пароходики?/ответы детей/

-Они грустят в тихих бухтах о добром лете. И вот однажды такой пароходик очень загрустил, что забыл как надо гудеть. Шло время и вот, наконец, пришла весна-красна! А пароходик так и не загудел. «Пароходик все плывет, но сигнал не подает.» Как помочь пароходику вспомнить? «Чтобы правильно гудеть голосочек должен петь.»

Дети, ориентируясь на слайды, вспоминают текст и проговаривают упражнение.

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» СЛАЙДЫ №2

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель? Ребёнок проговаривает словосочетания

«Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел! Произносит «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна! Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь.

Таки-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит чирли-ли,

Самоделки корабли. Произносит «бл-л-л…», быстро работая кончиком языка.

-Никак пароходик не может отойти от зимней спячки, давайте ему поможем и сделаем гимнастику! «Загрустил наш пароход и сигнал не подает»

Логопед произносит под музыку стишок, а дети выполняют артикуляционное упражнение, пока звучит музыка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКА» СЛАЙД№3

Жила в пруду лягушка,

Зеленая квакушка.

Никогда не огорчалась,

Всем на свете улыбалась.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»

Рядом, на лесной опушке,

Жил-был слон в своей избушке.

Слоник очень душ любил,

Хоботком он воду лил.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Просыпался рано слон,

Чистил зубы утром он.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»

Потом они играли:

Песок втроем копали.

Лопаткой дом построили

И праздник там устроили.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ»

А слон вверх-вниз качался

И на весь лес смеялся.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

- Вот на дворе уж лето наступило. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. СЛАЙД № 4

-Как помочь пароходику вспомнить как надо гудеть? А как мы это сделаем?

Давайте, вместе с пароходиком отправимся вдоль берега, может быть, кто-нибудь подскажет ему, как надо гудеть! «Помогите мне, друзья, благодарен буду я»

-Встретил пароходик на поляне щенка. Слайд№5

Спросил его: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, - сказал щенок. – Я лаю.

-Что делает щенок? /лает/

-Какой первый звук в слове ЛАЕТ? /Л/

-Расскажите, что вы знаете о звуке Л.

Дети дают характеристику звуку Л и четкий артикуляционный уклад при его произнесении: согласный, звонкий, твёрдый; рот слегка приоткрыт, кончик язычка стучит по бугоркам за верхними зубами (альвеолами, воздушная струя выходит по бокам – она теплая.

-Давайте поиграем со слогами и словами с этим звуком!

Я начинаю, вы повторяете, я продолжаю, вы заканчиваете.

ИГРА «ЭХО»

ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). СЛАЙД № 6

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ).

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (ЛУ).

ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто (ЛА).

ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес (ЛО).

- Щенок предложил пароходику научить его лаять вот так: «ГАВ-ГАВ!»

-Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся - сказал пароходик. «Загрустил наш пароход; дальше, дальше все плывет» СЛАЙД № 7

Встретил поросёнка и спрашивает: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!

-Что вы, что вы! – испугался пароходик. – Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются. Слайд №8

-А ещё, сказал поросёнок, я умею играть в мяч, давай поиграем!

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН – МНОГО»

Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.

Дупло-дупла; пчела - пчёлы; пила - пилы; осёл - ослы; козёл – козлы; стол- столы;

пол-полы. Слайд №9

-Так и не научили щенок и поросёнок пароходик гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.

Встретил паука. Вот такого.

Дети проговаривают текст, опираясь на схему, и выполняют упражнение.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» СЛАЙДЫ № 10

У тебя, скажи, паук

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног? Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Лапы вяжут паутинку

Будто руки ткут холстинку. Имитация вязания

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! Хлопок.

-Паук тоже не смог подсказать кораблику, как надо гудеть, и пароходик поплыл дальше. Смотрит … СЛАЙД № 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются, срывают ягодки.

Если подкрадётся волк-

Превратится ёж в клубок. Сворачиваться клубком, сидя на корточках.

Ощетинит ёж иголки-

Не достанется он волку. Показать ладони с растопыренными пальцами.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! Встать и продолжать топать по дорожке.

- Обрадовался пароходик ёжику, может он даст ответ на его вопрос.

- Ёжик говорит: - есть у меня зашифрованные карточки, может в них есть ответ на твой вопрос.

Логопед раздаёт карточки детям, а дети «расшифровывают» что в них нарисовано: проговаривают чистоговорки со звуком Л, заученные ранее.

1. Молоко пролил Антошка,

Молоко лакала кошка

Всё лакала и лакала

Пока лужа не пропала.

2. Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

3. Тёплый халат Маланье маловат.

СЛАЙД № 12

- Опять не нашёл кораблик ответ, поплыл дальше, видит - сидит на пеньке сорока.

Натаскала она много камушек и не может их разложить. Поможем ей.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Индивидуальная работа:

Услышишь в слове звук Л –бери большой камушек и положи его справа, если услышишь звук ЛЬ – бери маленький камушек и клади его слева.

Слова: Лампа, дупло, будильник, сосулька, автомобиль, велосипед, самолёт, школа, кошелёк, свёкла.

-Сорока поблагодарила пароходик и приготовила в подарок игру. Слайд 13

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ?»

Дети определяют положение звука в слове. СЛАЙДЫ № 14

Слова: ложка, стул, галка, дятел, ландыш, вилка, полка, лыжи, иголка, бокал.

- Спасибо сороке за интересную игру!

СЛАЙД № 15

-А наш пароходик совсем приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит - сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.

- Что с тобой? – спросил пароходик.

- Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.

- Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:

- Ду-ду-ду-у!

Логопед предлагает детям взять дудочки и вздохнув глубоко носом, выдохнуть ч/рот: -Ду-ду-ду-у!

- Кажется, что-то гудит? – сказал пароходик. СЛАЙД № 16

- Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.

- Кажется, я вспомнил! – обрадовался пароходик.

-Что ты вспомнил? - удивился мальчик.

- Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!

И грустный мальчик весело засмеялся.

А пароходик загудел на всю реку:

- Ду-ду-ду-у!

СЛАЙД № 17

- В знак благодарности пароходик дарит нам такой стишок:

Дети заучивают стихотворение.

Вот плывёт пароход,

Он по речке плывёт,

В речке лёд ломает –

Лодкам помогает!

Дети проговаривают стихотворение. СЛАЙД №18

3. Заключительная часть.

-Ребята смогли ли вы помочь пароходику? Ответы детей.

-А как мы это делали? Ответы детей.

- Всё закончилось хорошо, и пароходик вспомнил, как надо гудеть.

- Как вы думаете почему? Ответы детей.

-Конечно, потому что вы сегодня подружились с пароходиком и очень старались ему помочь.

- Когда мы помогали пароходику путешествовать, какой звук мы старались произносить правильно и красиво? Ответы детей.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

«Счастливого пути пароходик!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Планета Земля, какая ты?» Непосредственно образовательная деятельность «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, КАКАЯ ТЫ?» Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о нашей планете.

«По морям, по волнам». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. Тема:«По морям, по волнам» Подготовила: воспитатель первой младшей группы МАДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре с детьми среднего дошкольного возраста «Мы — пожарные» Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре с детьми среднего дошкольного возраста «Мы пожарные» воспитатель: Репьева.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Храм» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка». Виды детской деятельности: продуктивная,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Корзиночки для пасхальных яиц» Цель деятельности: сформировать у детей умения планировать предстоящую совместно-последовательную деятельность. Задачи деятельности:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Путешествие по городу Белгороду» Программное содержание: Образовательные: Закреплять и уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать умение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Капой»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Капой» Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности через практические.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Шестиногие соседи по планете» Цель: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: местах их обитания, характерных особенностях; Познакомить детей с взаимосвязью.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Наша Родина» Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей Родине, закрепить знания о символике; воспитывать у детей интерес к истории своей.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Масленица» Конспект непосредственно – образовательной деятельности старшего дошкольного возраста Тема: масленица Подготовила и провела: музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по автоматизации звука [Л] с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие пароходика»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 18:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД