Рыжкова Ольга
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Путешествие в Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- знания детей о шахматах.
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
- учить детей ориентироваться на плоскости, закрепить названия шахматных фигур, их начальное положение на шахматной доске, ход фигур;
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: „Путешествие в Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Чтение и разучивание стихов о шахматной доске, шахматных фигурах; игры: «Найди похожую фигуру», «Шахматная репка», «Шахматный кубик», «Что изменилось», «По росту», «Найди домик» и др….
Оборудование и материалы.
«Ковёр-самолет»; шахматная доска, изготовленная из дерматина; карточки с шахматными фигурами; волшебный мешочек. Магнитная доска со смайликами (грустные и весёлые).
Ход:
1 этап мотивационный
Звучит музыка, заходят дети.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех вас. Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).
Воспитатель: Ребята, я загадала предмет, а вы попробуйте отгадать, что это (это предмет не простой, он живёт в сказках, он прямоугольной формы, на нем можно летать и путешествовать).
Дети: Ковер – самолет.
На экране появляется изображение ковра – самолёта.
Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, а куда узнаете, если отгадаете еще одну загадку.
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру,
– Сказал ребятам Петя.
– Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король
– Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Дети: Шахматы!
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в Шахматное королевство! А чтобы у нас всё получилось, давайте дружно скажем волшебные слова.
Дети: хором:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Ну, вот можно и отправляться в наше путешествие.
Воспитатель: Звучит музыка: имитация полёта ковра – самолёта. 1-2-3-4-5 пуск! Полетели! Дети имитируют движения полёта. На экране появляется «Шахматное королевство».
Воспитатель: А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется. (Приземляются, выходят, садятся на стульчики).
2 этап практический.
Воспитатель: Добро пожаловать в Шахматное королевство! На экране появляется король.
Воспитатель: Кто нас встречает?
Дети: Король.
Воспитатель: Правильно, он самый главный в Шахматном королевстве и приготовил для вас много интересных игр и заданий. Мы должны их все выполнить. Вам нужно быть очень внимательными. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте первое задание. Скажите, что вы знаете об игре в шахматы?
Дети: В этой игре сражается 2 армии: чёрная и белая.
Воспитатель: А где проходит сражение?
Дети: На шахматной доске.
Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о шахматной доске. (Выходят дети и рассказывают стихи).
Арина Р. : Доску положив на столик,
Ты представь, что это - поле.
Только в поле том не грядки
Клетки в шахматном порядке.
Артём В. : Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с БЕЛОЙ клеткой рядом
Клетка ЧЕРНАЯ, как тень!
Виталина С: Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Никита В. : В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь - по ВЕРТИКАЛИ.
Вправо - по ГОРИЗОНТАЛИ.
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет ДИАГОНАЛЬ.
Физкультурная минутка:
Воспитатель: Хорошо. А сейчас давайте поиграем. Если я скажу «вертикаль», то вы должны построиться на шахматном полотне в вертикальную линию. Если скажу «горизонталь», то в горизонтальную, если скажу – «диагональ» (длинная, короткая, чёрная, белая, то нужно построиться в соответствующую линию.
После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Молодцы. Король хочет знать, как хорошо вы разбираетесь в шахматных фигурах, и предлагает вам поиграть в игру «Волшебный мешочек». Дети по очереди достают и называют шахматные фигуры.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ребята, каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле. Перед вами лежат карточки с шахматными фигурами. Вы должны взять карточку, и занять место этой фигуры на нашей шахматной доске.
Дети по сигналу выполняют задание.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.
Ребята, каждая фигура в шахматном королевстве может гулять только по своей дороге. Король хочет проверить, знаете ли вы, как ходят шахматные фигуры.
На экране появляются фигуры. Дети их называют и показывают, как эти фигуры ходят.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами отлично поиграли!
Воспитатель: Я, думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!»
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!
3 этап рефлексия (5 минут)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно. Возьмите смайлик в руки. Если вам было интересно, всё понятно, то приклейте смайлик на белое поле. А если вам было сложно, приклейте смайлик на чёрное поле. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии Король дарит вам раскраски с шахматными фигурами.