Екатерина Волкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей 6–7 лет по развитию речи «Письмо от Мальвины»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Волкова Екатерина Владимировна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1400" (ГБОУ Школа 1400 г. Москва)
Должность автора: воспитатель
Цель. Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи. Упражнять детей в составлении предложений; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности детей 6–7 лет по развитию речи „Письмо от Мальвины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2020
Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию;
Расширять словарный запас детей;
Воспитывать стремление к знаниям, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Интеграция образовательных областей. «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: магнитная доска с магнитами для крепежа карточек, большой бумажный конверт, бумажный цветок с семью лепестками, на которых указаны задания, карточки с буквами с одной стороны (м-а-л-ь-в-и-н-а) и с цифрами от 1-8 с другой стороны, картинки с героями сказок (Карлсон - Буратино - Мальвина - Емеля - Кот в сапогах - Карабас Барабас -Доктор Айболит - Винни-Пух, мяч, плакат с гласными и согласными звуками, карточки для игр «Один- много».
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Предварительная подготовка к занятию:
Чтение и рассуждение над сказками; речевые игры на словообразование;
заучивание и использование физкультминуток по теме «Сказочные герои»;
знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников; составление эмоциональной характеристики героев произведений; разбор слов на звуки и слоги.
Ход занятия:
Приветствие.
- Посмотрите, ребята, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это письмо. Но кому оно предназначено? От кого пришло?
Дети, стоя на ковре, рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом.
- Адрес наш, а вот от кого оно? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 8, и у вас получится слов. Это и есть адресат».
Дети по карточкам составляют слово «Мальвина».
- От кого же письмо? (От Мальвины).
-А теперь, чтобы узнать, что же там ещё есть в конверте, вам удобнее сесть за столы.
Посмотрим, что она нам прислала?
Заглядываем в письмо, а там бумажный цветочек, на лепестках которого задания.
«Здравствуйте ребята! Буратино, мой друг, рассказывал, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще - смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий вас ждёт сюрприз. Ваша Мальвина».
- Посмотрите все лепестки с заданиями. Срываем 1 лепесток.
- Итак, первое задание на внимание «Будь внимателен».
Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.
• Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка. (Ш)
• Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость. (Р)
• Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна. (Л)
• Соловей, серебро, осень, носки, солома, место. (С)
А кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, на воздушном шарике. Я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их.
Дети «надувают» шары и затем спускают их со звуком «СС-СС-с!»
Теперь будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать. (мышь, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь, переполох). А вы догадались из какой сказки эти герои? (Теремок)
- Второе задание «Составь предложение»
- Ребята, мы с вами общаемся с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли. А из чего же состоят предложения? (Из слов).
- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички. (4) Плывут по небу облака. (4)
Попробуйте придумать своё предложение, любое. (Ответы детей)
Физкульминутка «Буратино» и «Две лягушки»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чё м секрет:
Всем друзьям физкультпривет!
- Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)
-Третье задание «Назови слово». Называем слово на тот звук, на который начинается ваше имя. (Ответы детей).
- Четвёртое задание «Опиши героя сказки». (карточки с героями сказок)
Какая он (она) по характеру? (Карлсон - весёлый, смешной, непоседливый, озорной; Буратино – весёлый, любопытный, озорной, добрый; Мальвина - любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная; Емеля – ленивый, находчивый, весёлый; Кот в сапогах – находчивый, смелый, весёлый; Карабас Барабас – злой, жадный, жестокий, грозный; доктор Айболит – добрый, отзывчивый, смелый, трудолюбивый; Винни-Пух – весёлый, беззаботный, смешной, добрый и т. д.)
Физминутка «1,2,3.»
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Пятое задание «Скажи наоборот» (проводится с мячом)
- Ребята, я вам бросаю мяч в руки и называю слово, а вы мне кидаете мяч обратно и называете слово, противоположное по смыслу. Будьте очень внимательны.
Глупый – мудрый, умный
Ленивый – трудолюбивый
Трусливый – храбрый, смелый, отважный
Злой – добрый, добросердечный, ласковый
Грустный – весёлый, жизнерадостный, позитивный
Тихий – громкий, шумный
-Шестое задание - «Один - много».
Я показываю карточку с одним предметом, а вы должны назвать этот предмет во множественном числе (шар – много шаров; дом – много домов; карандаш – много карандашей; лист – много листьев, дерево – много деревьев; собака – много собак; перо – много перьев; мяч – много мячей; мороженое – много мороженого; лопата – много лопат; носок – много носков)
- Седьмой лепесток – «Сюрприз».
-Ребята, здесь Мальвина просит ответить на вопрос, понравились ли вам её задания? Какие именно? Что нового вы узнали сегодня на этом необычном занятии?
И тут ещё есть какой то маленький конвертик. Сейчас откроем и узнаем что там. («Дорогие ребята, я уверена, вы справились со всеми моими заданиями и поэтому я решила вам приготовить маленький сюрприз. Найдите в своей группе коробку красного цвета, в белый горошек. До следующей встречи! Ваша Мальвина.»)
Используемая литература:
Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О. С. 3-е изд., доп. - М. : 2017; Развитие речи у детей 6-7 лет. Пособие для занятий с дошкольниками О. С. Ушакова, 2017; интернет-ресурсы.