Кристина Шевцова
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы на тему «Влияние Солнца на планету Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей о живой и неживой природе.
Программное содержание: дать детям первоначальные знания о Солнце, Солнечной системе, о смене дня и ночи; учить определять причинно-следственные связи между Солнцем и жизнью на нашей планете, формировать у детей целостное представление картины мира, воспитывать интерес к окружающему миру, огромным просторам нашей Родины.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы на тему „Влияние Солнца на планету Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: орбита, Солнечная система, глобус, подбор прилагательных мужского и женского рода.
Материал: макет Солнечной системы, глобус, мяч, настольная лампа, презентация.
Предварительная работа: беседа о живой и неживой природе, дидактическая игра «Живое - неживое», рассматривание глобуса, рассматривание слайдов по теме «Космос», наблюдение за Солнцем во время прогулок утром, днем и вечером.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадка, опыт,моделирование, демонстрация (рассматривание) макета Солнечной системы.
Ход образовательной деятельности:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Сергеевна, я очень рада с вами познакомиться. Сегодня я приглашу вас в путешествие, но перед этим нам с вами необходимо к нему подготовиться и набраться сил (попить воды, комплекс кинезиологии «Активные точки»)
Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, которое нам поможет найти ответы на очень важные вопросы: что такое солнечная система, что является самым главный в ней, как выглядит наша планета и как на нее влияет…а вот кто или что, мы узнаем, отгадав загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг.
(ответы детей)
Как вы думаете Солнце – это объект природы или неприроды. (ответы детей)
Солнце – это объект природы т. к. не сделано руками человека.
Мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая, как вы думаете Солнце – это живая или неживая природа и почему? (ответы детей) Правильно Солнце – это объект неживой природы.
Как вы думаете, что такое Солнце (предположения детей). Скажите, пожалуйста, если ночью мы с вами посмотрим на небо и оно будет безоблачным, что мы сможем увидеть (Звезды). А почему они такие маленькие, как точки (Они находятся далеко от нас). И Солнце – это тоже звезда, только находится ближе всего к нашей планете. Солнце – это сильная звезда, которая притягивает к себе различные небесные объекты. Одним из этих объектов является наша планета Земля. (повесить макет Солнечной системы).
Вокруг Солнца вращается не только наша планета, но ещё восемь планет. Может кто-нибудь из вас знает названия этих планет? (ответы детей) Все планеты находятся на разном расстоянии от Солнца и движутся по своему пути. Этот путь называется орбита. (спросить нескольких детей, как называется путь планеты вокруг Солнца)
Ребята, а давайте сами сделаем макет Солнечной системы. Какой объект находится в середине Солнечной системы (Солнце). Ближе всех к Солнцу расположилась орбита планеты Меркурий, за ней Венеры, на третьей орбите планета на которой мы с вами живем, кто помнит ее название (Земля). На 4 – Марс, на 5 – Юпитер, на 6 – Сатурн, на 7 – Уран, на 8 – Нептун, на 9 – Плутон. (дети расставляют планеты на свои места) Сегодня мы будем говорить только о нашей планете Земля и о Солнце.
Вывод: Солнце – это центр Солнечной системы вокруг него по своим орбитам вращаются девять планет.
Экспериментальная часть.
Представьте, что это не лампа, а Солнце. Я ее включаю, что дает нам лампа? Правильно, свет, встань рядом с лампой и посмотри на нее, а потом отойти от нее и тоже посмотреть на лампу. Одинаково ярко светила лампа? (Ответ ребенка). Чем ближе мы стоим к лампе тем свет ярче, чем дальше тем свет тусклее.
Поднеси ладонь к лампе, что ты чувствуешь? (Тепло). А теперь отодвинь руку дальше, что теперь чувствуешь? (Холодно). Попробуй поставить руку как можно ближе к лампе. (Горячо).
(Для проверки результатов опыта вызвать еще несколько детей.)
Давайте еще раз посмотрим на нашу Солнечную систему. Как вы думаете, как Солнце влияет на нашу планету (Ответы детей).
Вывод: Солнце освещает и согревает нашу планету. Благодаря солнечному теплу и свету возможна жизнь на нашей планете.
Физкультминутка.
Всё оставим мы в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.
Все на старт! Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.
Мы летим быстрее света.
На космической ракете.
1,2,3,4,5
В космос мы летим опять,
Отрываюсь от Земли,
Долетаю до Луны.
На орбите повисим
И опять домой спешим.
(На эти слова дети встают около своих стульчиков,
выполняют ходьбу на месте.
Воспитатель проверяет осанку учащихся.
Руки вверх, потянуться,
ладони соединить – над головой,
поворачиваемся друг к другу и улыбаемся,
руки в стороны, выполняем круговые движения.
Ноги на ширине плеч,
покачиваем руками вправо - влево,
руки поднимаем вверх и,
выполняя круговые движения, опускаем вниз.
(ходьба на месте)
(соединить руки над головой)
(подпрыгнуть)
(руки в стороны, покружиться)
(покачать руками вперед-назад)
(ходьба на месте)
Давайте с вами подумаем, что мы можем рассказать про день, какой он? (Ответы детей). А что вы можете сказать про ночь, какая она? (проводится в виде игры с мячом). Как вы думаете, почему у нас бывает день и ночь? (Ответы детей). Сейчас мы с вами узнаем, как происходит смена дня и ночи. Представьте, что этот мяч – наша планета. Обратите внимание, что будет с мячом, если мы его прокатим по поверхности стола. Чтобы вам было лучше видно, мы приклеим на него вот такую метку. Вызвать для демонстрации ребенка. Что происходит с мячом. (Он вращается). Вот так же и наша планета Земля путешествует по своей орбите вокруг Солнца и вращается. Хотите узнать, как происходит смена дня и ночи на нашей планете.
Экспериментальная часть.
Мы с вами уже договорились, что лампа – это солнце, а кто из вас знает, что это такое (показываю глобус, ответы детей). Глобус – это уменьшенная во много раз модель Земли. Посмотрите внимательно, вся ли поверхность глобуса освещена. (Ответы детей). Посмотрите внимательно, какая поверхность освещена (та, которая ближе к Солнцу). Как вы думаете, какое там время суток (Ответы детей). А какое время суток с другой стороны, освещает ли Солнце другую половину Земли (Ответы детей).
Давайте найдем на глобусе город, в котором мы живем – Ростов-на-Дону. (Предлагаю ребенку отметить его на глобусе и определить время суток. Другому ребенку предлагаю отметить на глобусе Петропавловск-Камчатский и определить время суток в этом городе). Открою вам маленькую тайну, что Ростов-на-Дону и Петропавловск-Камчатский это города, находящиеся на территории нашей страны. Еще раз предлагаю определить время суток в Ростове-на-Дону, но это будет уже другой ребенок, и в это же время другой ребенок определяет время суток в Петропавловске. Что же у нас получилось? (Ответы детей). Вывод: наша страна такая большая, что когда в Ростове-на-Дону день, в другой ее части – ночь).
Итог: Сегодня мы узнали, что Солнце – это большая звезда, которая ближе всего находится к нашей планете. Что вокруг Солнца движется много планет и это называется Солнечной системой. Что каждая планета движется по своему пути и этот путь называется орбита. Благодаря тому, что Земля вращается, происходит смена дня и ночи.