МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»

Котова Ирина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

художественно- эстетическому развитию

«В гостях у хохломы».

Подготовительная группа

Цель:

- Закрепить представления детей о производстве и росписи хохломских

изделий, знание названий элементов хохломской росписи.

Задачи:

- Совершенствование умения при самостоятельном составлении

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „В гостях у хохломы“» размещена в разделах

декоративной композиции, на основе использовать характерные для них

элементы узора и цветовую гамму.

-Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать

элементы хохломской росписи.

Оборудование демонстрационное: Мультимедиа, магнитофон, диск с

записями русских народных мелодий, иллюстрации, изделия хохломских

мастеров, образцы выполнения элементов хохломской росписи; раздаточное:

заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как в НОД, так и в самостоятельной деятельности. Знакомство детей с историей возникновения и алгоритмом изготовления хохломских изделий. Проводили познавательные беседы и расписывали изделия из хохломы. Просмотр фильма «Золотая хохлома».

Ход образовательной деятельности

Дети с воспитателем входят в зал:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по народному творчеству.

Подходят к столу к где ранее расставлены изделия хохломских мастеров.

Матрешка (Девочка, одетая в сарафан, сидит за столом. На экране

2слайд.) :

– Здравствуйте, дорогие гости,

пожалуйте к нам в гости.

Ближе подходите

Товар мой поглядите. (посмотрите)

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Воспитатель: Здравствуй, Матрешка. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия и т. д.)

Воспитатель проводит дидактическую игру.

Дидактическая игра:

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно,

найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную

группу. Рассмотрим знакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их

объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья,

декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп?

(хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора.

Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и

гжельские на белом фоне).

Воспитатель: Ребята, а вы знакомы хохломской росписью. (Да.) Сейчас, мы с

матрешкой, вас проверим.

Воспитатель: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское

художество? (Слайд 3)

Ответ детей: Очень давно, в селе Сёмино и его округе, зародился обычай

украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось

из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну мастерскую.

Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства

деревянных изделий.

И был у них центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар продавать «чудо» посуду. Деревни находились вокруг большого торгового села Хохлома. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Воспитатель: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее

делают?

Воспитатель проводит дидактическую игру.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

(Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»)

1. Мастер вырезает из дерева заготовку («белье») - будущую чашу.

2. Грунтуют – покрывают тонким слоем глины.

3. Сушат в печи.

4. Покрывают несколько раз олифой.

5. Покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Художник мягкой кистью рисует орнамент.

7. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный золотой цвет. Так возникло название «Золотая Хохлома».

Воспитатель: Оказывается, это совсем непросто.

Матрешка: Какие цвета красок используют хохломские мастерицы?

(Мастерицы рисуют на черном фоне желтой, красной и зеленой красками, а на

желтом – красной, зеленой и черной.) (Слайд4)

Воспитатель: Как называются основные элементы хохломской росписи?

(Завиток, капельки, травка, кустик, усики, осочки, ягоды, листья) Найдите и

покажите. -эти элементы (Слайд5,6,7).

Воспитатель: Какой главный элемент? (Завиток)

Физкультминутка:

Терем, терем, теремок,

Он не низок, не высок.

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит поутру,

Звери к терему идут.

Вот идет лисичка, рыжая сестричка.

Следом скачет зайка, зайка попрыгайка.

А за ними шел медведь,

Тише, тише не шуметь!

Воспитатель: Посмотрите, на эти необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши. В зависимости от формы предмета меняется композиция узора.

На миске и стакане стебель-криуль мягко огибает все изделие, и от него верх и вниз отходят листья и ягоды, травки.

А на блюде узор располагается по–иному. Посмотрите и определите, как располагается узор? (В середине элементы более крупные, а по краям проходит узкая кайма).

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и

украсим изделия узорами. (Воспитатель предлагает детям выбрать себе заготовку и напоминает, что надо учесть: форму предмета для составления композиции;

цвет элементов в зависимости от фона изделия (надо быть внимательными и взять те цвета, которые не будут сливаться с фоном);

ягоды рябины, смородины, брусники- рисуют методом тычка, а остальные

ягоды – концом обычной мягкой кисти;

рисовать элементы надо концом кисти тонко и легко, держа кисть перпендикулярно листу;

начинать узор надо с ветки-криуля, которая будет изгибаться и опоясывать изделия;

завитки имеют одинаковую длину и закручиваются то верх, то вниз.

А теперь вы сами и матрешка самостоятельно как мастера попробуете расписать на заготовках хохломские узоры. (Садятся за столы и начинают рисовать. Звучит народная музыка. На экране слайд 6 - элементы росписи)

Физкультминутка. «Бабка сеяла горох» или…

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Матрешка: Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

Воспитатель просит рассмотреть свои работы и отметить правильно ли выполнены элементы, красиво ли расположен узор, не сливаются ли краски с фоном, аккуратно ли сделана работа. (ответы детей) Кто может рассказать стихи о хохломе?

Ребенок :

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ребенок:

Ягоды и листья в «кудрину» сплелись,

И «кривуля» травкой яркой убралась.

И на фоне черном, и на фоне красном

Золото и зелень россыпью зажглась.

- Ребята, ваши работы мы отнесем на нашу выставку народного творчества, где будут

любоваться ими все воспитанники дошкольного учреждения и ваши родители. (Слайд 8)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Краски осени»Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 403 г. Челябинска» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5г. Павлово «Ласточка» Конспект непрерывной образовательной.

«Подснежники». Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ в средней групп Тема Подснежники примечания.

Конспект образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию «Смастерили мы скворечник» Конспект ОД. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: «Смастерили мы скворечник». Вторая младшая.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Аппликация» в средней группеКонспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Аппликация» в средней группе Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе аппликация "Зимний лес". Цель: продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности художественно-эстетическому развитию старших дошкольников КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности художественно- эстетическому развитию старших дошкольников «Снежные узоры» Составила:.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию лепке «Тюльпан» Цель: познакомить с названием цветов; учить работать с пластилином, при составлении композиции, использовать различный материал. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Музыкальное единство» Цель: Познакомить детей с понятием «Единство». Задачи: 1. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Зимующие птицы» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию. " Зимующие птицы" Возраст: 5-6 лет. Группа:.

Сценарий игровой образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3–4 лет «В гостях у сказки» Цель: развивать способность детей испытывать удовольствие от произведений устного народного творчества, радость эмоционального сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»
Опубликовано: 11 июля 2019 в 22:10
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД