Татьяна Андреева
Конспект НОД «Апельсиновое путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 45 городского округа - г. Камышин
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
Подготовила и провела воспитатель Андреева Т. В.
Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение ре-шать проблемные задачи.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;
- закрепление знаний детей о фруктах: апельсин, о его полезных свойствах;
Публикация «Конспект НОД „Апельсиновое путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- закрепление знаний о цвете, геометрических фигурах;
- закрепление умений узнавать предмет по характерным признакам.
Развивающие:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать умение делать простейшие выводы;
- развивать речь; учить описывать основные признаки предметов;
- использовать опыт для нахождения истины.
Воспитательные:
- воспитывать активное познавательное отношение к окружающему миру: чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательно-исследовательская деятельность»; «Познание», «Коммуникация», «Труд»,
«Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура.
Материалы: Интерактивная доска; заставки для интерактивной доски: видеофильм с записью космоса; пульсирующие сигналы SOS; заставки с цветущей и мрачной планетой; изображение силуэтов предметов, имеющих оранжевый цвет; картинки предметов, имеющих круглую форму; запись сигнала SMS. Апельсины, ёмкости с водой, тарелочки по количеству участников. «Волшебный мешочек» с фруктами. Пробирки с жёлтой и красной водой, колба. Ручная соковыжималка. «Посылка», в которой коробка апельсинового сока, апельсиновые конфеты, апельсиновый мармелад, апельсиновый джем, витамины, апельсиновое мыло, апельсиновые леденцы для горла, поделка из высушенных апельсинов. Маска волка и вязаная модель апельсина с дольками – для игры. Звукозапись фонограмм: «Мы дети Галактики» в исполнении Саши Соловьёвой, песни «Оранжевое небо», минусовка «Песня Звёздочки» из мультфильма «Незнайка на Луне». Макет дерева, распечатки самоклеящихся фотоизображений апельсинов зрелых, зелёных, цветов апельсина, мешочек с семенами апельсина; лэпбук «Апельсиновая книга».
Участники:
Ведущий
Долька
Дети
Предварительная работа: беседы о пользе фруктов, овощей, витаминов; д/и «На что похо-же?»; д/и «Чудесный мешочек»; д/и «Отгадай и назови». Разучивание подвижной игры «Мы делили апельсин».
Ход занятия:
Дети входят под музыку в зал.
Ведущий
-Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, я предлагаю вам совершить увлекательное космическое путешествие к другим
планетам. Согласны?
-Тогда, ракеты, на старт!
(Дети садятся на стулья)
-Проверить двигатели!
(Есть проверить двигатели)
-Завести моторы!
(Есть завести моторы)
-3,2,1, пуск!
ДЕТИ ДВИГАЮТСЯ В «НЕВНСОМОСТИ» под музыку песни
«Мы - дети Галактики»
(Внезапно музыка прерывается сигналами СОС)
Ведущий
-Ребята, внимание, кто-то посылает нам сигналы о помощи! Кажется, они идут с этой плане-ты! Давай те на неё отправимся и узнаем, в чём же дело!
Займите места в своих ракетах!
(Дети садятся на стульчики)
(Звук приземления)
Ведущий
-Какая странная планета. Опишите, какая она?
(Серая, пустая, грустная, тёмная)
Ведущий
-Кто же посылал нам сигналы?
ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНОПЛАНЕТЯНКА - ДОЛЬКА
-Здравствуйте, ребята, это я просила вас о помощи. Меня зовут Долька.
Ведущий
-Что же у вас случилось, Долька? Почему ваша планета такая унылая?
Долька (поет песню)
Планету мою в старину
Весёлое солнце кормило из рук.
Повсюду сады и цветы,
И аромат разливался вокруг.
А нынче пуста и грустна
Плывёт одиноко планета моя.
Её не сумели сберечь,
Погибли сады, погибли цветы,
Ах, если б смогли всё вернуть-
Такие надежды и наши мечты.
Вдруг кто-то поможет, придёт
И нашу планету к жизни вернёт.
Ведущий
-Долька, мы с ребятами постараемся тебе помочь.
И, кажется, я уже кое-что придумала. Долька, а хочешь, мы с ребятами поможем тебе превра-тить планету в апельсиновый сад?
Долька
А какой он, апельсиновый сад?
Ведущий
Сейчас мы с ребятами тебе всё расскажем и покажем.
Ребята, что растёт в апельсиновом саду?
(Апельсиновые деревья)
А что же растёт на апельсиновых деревьях?
(Апельсины)
А что такое Апельсины?
(Это фрукты)
- Правильно, возьмите из корзинки по апельсину. Погладьте апельсин ручками, какой он на ощупь?
(Долька выполняет все действия с детьми)
(Шершавый, неровный.)
-А какой он формы?
(Круглый)
- Посмотрите на экран и назовите предметы, которые имеют форму апельсина
(Мяч, арбуз, яблоко)
(Долька выполняет все действия с детьми)
- Долька, а давай поиграем в игру «Найди апельсин». Ты опускаешь руку в волшебную короб-ку и пытаешься на ощупь отыскать апельсин.
ИГРА «Найди апельсин».
-А какого цвета апельсин?
(Оранжевого)
-А какое настроение у этого цвета?
(Весёлое, радостное, счастливое)
- Посмотрите на экран и назовите животных, которые имеют цвет апельсина.
(Белка, лиса)
- Ребята, а хотите, я вас научу одному волшебству?
Тогда я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию. И тебя, Долька мы тоже приглашаем.
(Подходят к столам)
ЭКСПЕРИМЕНТ
(Воспитатель соединяет воду жёлтого и красного цвета)
- Теперь, ребята, вы можете стать настоящими волшебниками.
- Но мы с вами обследовали апельсин только снаружи, его кожуру, а сам апельсин прячется внутри. Посмотрите, вот он какой.
(Чистит апельсин и показывает детям, дети поочерёдно его ощупывают)
-А какой же сам апельсин?
(Мягкий, гладкий, нежный)
-Ребята, как вы думаете, почему апельсин прячется в кожуре?
Для чего она нужна?
(Чтобы защищать, чтобы апельсин не поранился)
-Вы все правы, но я хочу вам показать ещё один секрет апельсиновой кожуры.
-Около каждого из вас стоят ёмкости с водой, опустите аккуратно в них свои апельсинчики.
(Дети опускают)
-Что вы видите?
(Апельсины плавают)
-А теперь я опущу очищенный апельсин в воду. Что произошло?
(Он утонул)
-Если вы не умеете плавать, вы надеваете спасательный жилет или круг, чтобы не утонуть. Кожура апельсина - это его спасательный жилет.
-Ребята, посмотрите, как легко разделить апельсин на части
(Разламывает апельсин)
-Каждая его часть называется долька, так же как наша знакомая.
(Раздаёт детям дольки апельсина, Долька помогает.)
-На что она похожа?
(На месяц, на кусочек сыра)
-Ребята, Долька, я предлагаю вам поиграть в весёлую игру.
ИГРА «МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН»
(Дети возвращаются к столам)
-Когда мы разрезаем дольку, мы чувствуем необыкновенный аромат. А почувствовать его нам помогают наши носики. Сейчас каждый из вас его ощутит.
(Предлагает детям)
-Опишите, какой запах вы чувствуете?
(Вкусный, сладкий)
-Ещё можно сказать душистый, ароматный.
-А хотите узнать, как можно получить сок из апельсина?
Для этого нам понадобится вот такое приспособление. Называется оно соковыжималка.
ЭКСПЕРИМЕНТ
(Ведущий выжимает сок)
-Ребята, посмотрите, какого цвета сок? а какой у него запах? Получается, что апельсин имеет свой цвет и аромат благодаря соку, который в нём содержится.
-Ребята, поднимите ваши дольки к свету и посмотрите, что прячется внутри них?
(Семечки)
-Правильно, именно из них и вырастают новые апельсиновые деревья.
А долька для семечек как мягкая подушечка - защищает их, пока малышам придёт время рас-ти.
Давайте покажем Дольке, как это происходит. А ты, Долька, запоминай.
(Долька выполняет вместе с детьми)
ПСИХОГИМНАСТИКА
Семечко возьмём в ладошки,
Полюбуемся немножко,
Опускаем в землю нежно,
Присыпаем сверху ею же.
А теперь польём водицей,
Чтоб оно могло напиться.
Солнце будет пригревать,
Лучиками освещать.
1, 2, 3, 4, 5,
Немного нужно подождать!
И появится росток-
Хрупкий нежный стебелёк.
Подрастёт он и окрепнет,
И раскинет свои ветви,
На них появятся цветы
Небывалой красоты.
А из каждого цветочка
Выйдет апельсинчик сочный!
Ведущий
Ребята, а вы знаете, что апельсиновые деревья - это вечнозелёные растения. Листья на них никогда не желтеют и не опадают, а на деревьях могут быть одновременно и цветы, и зелёные неспелые плоды, и уже созревшие оранжевые апельсины.
-Ребята, давайте покажем Дольке, какие же апельсиновые деревья вырастут на её планете.
Пройдите к столам, возьмите изображение цветка или апельсинчика, и приклейте фрукт на это дерево.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Оранжевое небо»
(Дети выполняют аппликацию и садятся на стулья.)
Ведущий
- Долька, тебе нравится? Скоро вся ваша планета станет как апельсиновый сад!
Долька
-Спасибо большое вам, ребята, за помощь! Я всё запомнила! И всё расскажу своим сестренкам - долькам!
Ведущий
-Только теперь берегите вашу планету: не ломайте деревья, не обрывайте цветы, не обижайте зверей и птиц.
(Раздаётся сигнал смс)
Ведущий
Ребята, нам с Земли пришла посылка для Дольки, давайте ей расскажем и покажем что же в посылке?
( Дети по очереди достают и называют предметы: апельсиновый сок, апельсиновые конфеты, апельсиновый мармелад, апельсиновый джем, мыло с ароматом апельсина, витамины (это та-кие вещества, которые помогают расти, быть здоровыми и не болеть, лекарство со вкусом апельсина, украшения из высушенного апельсина.)
Ведущий
-Долька, во всех этих продуктах и предметах присутствует частичка апельсина. И всё это мы с ребятами дарим тебе. А ещё вот тебе семена апельсина для твоего апельсинового сада.
Долька
Спасибо, ребята!
Ведущий
А нам пора возвращаться. До свидания!
(Дети прощаются)
-Ракеты, на старт!
-Проверить двигатели!
(Есть проверить двигатели)
-Завести моторы!
(Есть завести моторы)
-3, 2, 1, пуск!
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ, ДЕТИ ДВИГАЮТСЯ В «НЕВЕСОМОСТИ»
Ведущий
-Ну, что ж, ребята, вот и завершилось наше необыкновенное космическое путешествие. Вам понравилось?
- Мы с вами узнали, какой необыкновенный фрукт апельсин, как он растёт, чем он может быть нам полезен. А пока мы путешествовали, наш бортовой компьютер всё записывал и сделал нам вот такую «Апельсиновую книгу». В группе мы будем вспоминать о нашем путешествии, занимаясь с этой чудесной книгой!