Вера Маклакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое тумран»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно образовательной деятельности детей по музыке в подготовительной группе
по теме «Что такое тумран».
Заседание Городского методического объединения
музыкальных руководителей.
МАДОУ МО Д/С№2 «Сказка», 30.05. 2019
Автор конспекта НОД : Маклакова Вера Александровна, музыкальный руководитель высшей категории, МАДОУ МО г. Нягань»Д/с № 2 «Сказка»
Тип занятия: тематическое
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Что такое тумран“» размещена в разделах
Цель: познакомить детей со звучанием музыкального инструмента народов ханты – тумраном
Задачи:
• Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.
• Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.
• Развивать чувство ритма.
• Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.
• Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.
• Познакомить с движениями народного хантыйского танца.
Оборудование и атрибуты
• Презентация.
• Бубны (по количеству детей).
• Палочки
• Белый мох-эмоции, рисунок оленя для рефлексии.
• Национальный инструмент народов ханты – тумран
• Куклы-обереги
Предварительная работа
• Беседа о ХМАО
• Прослушать народную музыку ханты.
• Разучить песню на хантыйском языке.
• Разучите танцевальные движения народов ханты
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку, встают в круг
Приветствие.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня замечательный день, вы все красивые и весёлые, правда? Я вас приветствую в нашем музыкальном зале. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся, исполним нашу песенку-приветствие!
Дети исполняют песенку-приветствие:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята (гамма вверх)
Дети: Здравствуйте (Т35 вниз)
Здравствуй, солнце золотое (руки над головой скрестили, пальцы развели в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок (качают руками над головой)
Здравствуй, утро (правая рука в сторону)
Здравствуй, день (левая рука в сторону)
Нам здороваться не лень (поклон)
1. Разминка. Коммуникативная игра-танец
«Мы с тобой идём по кругу»(Слова Ольги Киенко, музыка неизвестного автора)
1. Мы с тобой идём по кругу (идут по кругу)
Раз-два-три (ударяют в ладоши перед собой)
Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.
Ах, как весело у нас, Раз-два-три.
Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.
Припев(2 раза) :
Шагаем назад (приставной шаг назад)
Шагаем вперед (приставной шаг вперёд)
А теперь на месте поворот (кружатся, руки на поясе)
2. Скачем мы с тобой по кругу (боковой галоп по кругу)
Раз-два-три (хлопки)
Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.
Ах, как весело у нас, Раз-два-три.
Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.
2. Слушание.
Звучит хантыйская народная музыка – на экране видеоролик с изображением народов ханты в национальной одежде.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете, какому народу принадлежит эта музыка?
Дети: Это музыка народов севера – ханты и манси.
Музыкальный руководитель: У Югры есть своя история, которую люди хранят в национальных костюмах, промыслах, в музыкальных инструментах, обрядах и песнях. Ребята, тема нашего занятия: «Что такое Тумран?». Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) Давайте с вами отправимся в интересное путешествие, чтобы узнать, что же такое на самом деле тумран. Согласны?
3. Музыкально-ритмические движения
Музыкальный руководитель: А как передвигаются народы ханты?
Дети: На оленях.
На экране видеоролик «Олени».
Музыкальный руководитель: Олень кормит ханты, одевает их и даже является их транспортным средством. Очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.
Дети под музыку «Мы поедем, мы помчимся» отправляются в путешествие на оленях – выполняют прямой галоп по кругу, руки на поясе. Сели.
На экране футаж «Сильная вьюга».
Музыкальный руководитель: Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер со снегом! Настоящая буря!
Голос вьюги: Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моём бескрайнем холодном царстве снега и ветра?
Музыкальный руководитель: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое тумран. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?
Голос вьюги: Ха-ха-ха! Да разве вы сможете справиться со мной, стихией воздуха! Я сильная вьюга! И вам ни за что не пройти по моему холодному царству!
Музыкальный руководитель: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определённые движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.
4. Танцевальное движение «Северный ветер»
Исходное положение: Шестая позиция, небольшой присед; руки опущены вдоль корпуса, кисти свободные.
Работа ног:
подняться на носки;
опуститься на пяточки;
подняться на носки;
опуститься на пяточки;
На каждый счет повторяйте движения ногами
Во время работы ног руки выполняют:
1–4 раза плавное движение рук вправо в третью позицию, взгляд за руками, корпус постепенно наклонять влево;
5–8 раз плавно опустить руки, корпус выпрямить
На следующий такт движение повторяйте в другую сторону.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше.
На слайде футаж «Река»
Музыкальный руководитель: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своё уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать тумран. (Дети здороваются с поклоном.)
Голос воды: Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?
Музыкальный руководитель: Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое тумран. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?
Голос воды: Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?
Пение.
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, споём песню, которую мы знаем?
5. Дети исполняют песню о весне
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята! А давайте попробуем спеть на хантыйском языке?
6. Дети исполняют фрагмент хантыйской песни
Музыкальный руководитель: Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Нам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, вижу вы знаете, что это огонь. А вот и он.
На слайде футаж «Огонь»
Голос огня: Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной. Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всё это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?
Музыкальный руководитель: Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем тумран. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?
Голос огня: Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.
Дети садятся перед экраном.
Голос огня: Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придёт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?
Музыкальный руководитель: Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?
Игра на музыкальных инструментах.
На экране футаж «Югорские мотивы».
7. Игра на бубнах «Югорские мотивы». На фоне северного пейзажа звучит музыка. Появляется ритмический рисунок: большие и маленькие кружочки (четверти и восьмые соответственно). Дети смотрят на ритмический рисунок и воспроизводят его на бубнах под музыку.
8. Игра «Ворон». Дети сидят на коленях в кругу. Музыкальный руководитель складывает изображение ворона из палочек. Затем просит одного ребёнка отвернуться и убирает одну палочку. Когда ребёнок поворачивается, ему дают эту палочку, чтобы он положил её туда, где её не хватает.
Голос огня: Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое тумран? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нём играли, всё худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.
Музыкальный руководитель: Ребята, так что же такое тумран?
Дети: Хантыйский народный музыкальный инструмент.
Музыкальный руководитель: Да вот же тумран. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.
9. Слушание
На экране видео «музыкальный инструмент Тумран»
Музыкальный руководитель:
Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.
Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют подскоки, руки над головой в форме оленьих рогов под музыку «Мы поедем, мы помчимся»
10. Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и завершается наше путешествие. А сейчас мы с вами подойдём к волшебному холсту. В чём его волшебство, вы сейчас увидите. Я вам буду задавать вопросы, вы на них правильно отвечайте, а я буду закрашивать часть этого волшебного холста. Посмотрим, что у нас с вами получится.
На ватмане свечкой нарисован олень. Постепенно, на каждый правильный ответ детей закрашивается разведённой в воде гуашью часть рисунка.
Вопросы:
1. Каким трём стихиям поклонялись ханты? (Воздух, вода и огонь.)
2. Как ханты боролись со стихией воздуха? (Они выполняли танцевальные движения.)
3. За что почитали стихию воды? (Основа жизни на Земле, защитница, от неё зависел улов.)
4. Какие запреты, связанные с огнём, вы запомнили?
5. Назовите хантыйский музыкальный инструмент. (Тумран)
На волшебном холсте появляется рисунок оленя.
Музыкальный руководитель: А что значит олень для ханты? (Еда, одежда, транспортное средство.)
Вот какие вы молодцы! Давайте мы все вместе угостим оленя. Вот перед вами олений мох разного цвета: белого, голубого и зелё ного:
• мох белого цвета, если на занятии у вас всё получилось, вам всё понравилось, и вы уходите с хорошим настроением;
• мох голубого цвета, если что-то не получилось на занятии, что-то не понравилось;
• мох зелёного цвета, если у вас ничего не получилось, занятие вам не понравилось и из-за этого испортилось настроение.
Музыкальный руководитель: А в благодарность за проделанную работу я вам говорю «спасибо» и дарю вот эти куклы-обереги. Дети выстраиваются по краю ковра. Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель: А сейчас мы скажем друг другу «до свидания», попрощаемся с гостями и под музыку пройдём в группу. А попрощаемся мы на хантыйском языке и скажем ПА ЙАМ ВОЗЭМ – по-хантыйски, что означает «До свидания, доброй жизни».
Дети под музыку выходят из зала.