Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почва и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; показать при помощи опытов и экспериментов, из чего состоит почва, как происходит ее загрязнение.
Материал и оборудование: лупа, стаканчики с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог демонстрирует детям мешочек.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Почва и ее свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Педагог: Ребята, а что в мешочке, попробуйте отгадать. Я вам загадаю несколько загадок, а ответ на них - один. Это то, что лежит в мешочке.
• Что в году четыре раза переодевается?
• Меня бьют, колотят, режут - я все терплю, всем добром плачу!
• Чем больше в нее вложишь, тем больше она отдаст.
• Весь мир кормлю, а сама не ем.
• Сколько не езди, ни ходи, - тебе конца тут не найти.
• Никого не родила, а все матушкой зовут.
• Не человек, а пьет, не стряпуха, а накормит.
• Она, что тарелка, что положишь, то и возьмешь.
• Дождь льет, она пьет, все зеленеет, да растет.
На все эти загадки один ответ - это земля. (Показывает содержимое мешочка.) Это ценный подарок - мешочек волшебной зимы с лесной тропинки. Это волшебная земля называется почвой.
2. Беседа «Почва - бесценный дар».
Почва - самый верхний слой земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.
А хотите узнать, как образовалась почва?
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, морозов и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема.
Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко.
Ребята, а как вы думаете, куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья перегнивают и превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля - почва кормит растения, а потом растения кормят почву.
Далее педагог предлагает детям превратиться в маленьких ученых и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.
3. Опыты.
Опыт 1. Из чего состоит почва.
Педагог предлагает детям положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах, растереть комочки земли, найти остатки растений, рассмотреть в микроскоп.
Вывод: в почве живут микроорганизмы, которые превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые для растений, для их жизни.
Опыт 2. Показать, что в почве есть воздух.
Напомнить, что в почве обитают много жильцов.
Чем они дышат? Воздухом, конечно. Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
4. Рисование «Что там по землей?».
Педагог предлагает детям нарисовать обитателей почвы (бактерии, грибы, дождевые черви, насекомые и их личинки, норных позвоночных и др.).
5. Подведение итогов занятия.
1. Как же образуется почва?
2. Какими свойствами она обладает?
3. Смогли бы мы жить без плодородного слоя земли?
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». – Воронеж: ООО «Метода», 2014 - С. 39-41.