Шерова Людмила Анатольевна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по произведениям А. Л. Барто»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Шерова Людмила Анатольевна
Цель: Расширить знания детей о жизни и творчестве А. Л. Барто.
Задачи:
Обучающие-
- Познакомить детей с новым стихотворением А. Л. Барто «Я знаю, что надо придумать»;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по произведениям А, Л, Барто“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Конспекты занятий
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Активизировать в речи детей запас коротких стихов А. Л. Барто из цикла «Игрушки;
- Продолжать учить детей передавать эпизод стихотворения в рисунке, композиционно располагая его на листе бумаги;
- Обогащать знания детей о природе.
Развивающие-
- Продолжать развивать память, навык выразительного чтения стихотворений, творческое воображение, мелкую моторику рук;
- Развивать эстетический вкус детей, через творчество А. Л. Барто, вызывать интерес к процессу и результату изобразительной деятельности;
- Совершенствовать связную речь, пополнять словарный запас.
Воспитательные-
- Формировать положительное отношение к труду людей, создающих книгу;
- Воспитывать любовь к книге, творчеству детской поэтессы А. Л. Барто.
Оборудование:
-Гуашевые краски, кисти мягкие №2-4, кисть щетинная №4, баночки с водой, салфетки бумажные, листы бумаги А-3 заранее тонированные (клейстер + гуашь) разные по форме, напоминающие стекляшки, корзина с мелкими игрушками, музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна).
Предварительная работа:
-Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки»;
-Наблюдения в природе и рассматривание окружающего нас мира через цветные стеклышки.
Ход НОД:
(Помещение украшено игрушками, рисунками детей, выставка книг А. Л. Барто)
Воспитатель: «Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное. И поведет нас дорога в страну стихов Агнии Львовны Барто.
А. Л. Барто - детская поэтесса. Ее стихи знают и помнят ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Прошло 115 лет со дня ее рождения. В детстве у нее была мечта – стать балериной, но балериной она не стала. У нее появилось другое призвание – писать стихи. Много стихов написала Агния Львовна, она хорошо знала детей, писала о них и для них. Итак, отправляемся в путь! В дороге всегда веселее и легче с песней, но мы будем сегодня маршировать под стихотворение А. Барто «Барабан» (начало стихотворения)
«Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд,
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад!» (Дети маршируют)
Воспитатель: «Дети, смотрите, какая красивая корзина! Как вы думаете, что в ней лежит?
Ответы детей.
Воспитатель заглядывает в корзину и говорит: «Здесь лежат грустные забытые игрушки, игрушки с которыми вы играли, когда были совсем маленькими. Давайте вспомним о них стихи». (дети читают стихи «Слон», «Кораблик», «Флажок», «Мячик»)
Воспитатель: «Ребята, Агния Барто писала стихи не только малышам, но и детям постарше, таким как вы. Ее стихи легкие, веселые, написаны они о детях и их поступках, о животных и их повадках. И об одном домашнем животном вы знаете стихотворение, давайте его вспомним (дети вспоминают и читают стихотворение А. Барто «Котенок»).
«Котенок»
Котенок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его,
Отпрыгнет вбок…
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок!
Педагог берет в руки книгу и показывает детям картинки.
Воспитатель: «Когда мы читаем в книжках стихи, сказки, рассказы, то всегда рассматриваем картинки к ним. Дети, а кто же их рисует?»
Ответы детей (художники)
Воспитатель: «Да, дети, художники-иллюстраторы, они помогают нам понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки. Ребята, а вы хотите стать художниками в стихотворной стране?»
Дети (да)
На нашем пути повстречалась художественная мастерская, давайте войдем в нее. Здесь есть все, что необходимо художнику: столы, мольберты, бумага, краска, кисти. Можете занять любое удобное для вас место. Но только, в этой мастерской есть одно условие, рисунки можно рисовать только к стихам А. Л. Барто. Посмотрите, здесь лежит конверт, адресован он вам, давайте скорее его прочитаем.
«Дорогие, ребята! Я знал, что вы зайдете ко мне. Я рисую картинки к стихам А. Барто. Но к стихотворению «Я знаю, что надо придумать» не смог нарисовать картинку. Может быть вы сможете нарисовать? Прошу вас, помогите. Художник».
Воспитатель: «Дети, поможем художнику? Но сначала послушайте стихотворение А. Барто «Я знаю, что нужно придумать». (Воспитатель дважды читает стихотворение.)
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку зеленого цвета,
И сразу зима превращается в лето!
Воспитатель: «Дети, в стихотворение встречается слово холмы, как вы думаете, что это такое?»
Ответы детей…
Воспитатель: «Холмы – это возвышенность земли, пригорки, на которых растут растения (дети - трава, цветы, кусты, деревья). Да, природа. А как называют, изображенную на картине природу?»
Дети: «Пейзаж».
Педагог: «А какой пейзаж вы будете рисовать по стихотворению А. Барто? Зимний или летний? Каким цветом будете рисовать растения на холме? (дети – зеленым) Почему?»
Дети: «Потому что в стихотворении говорится «Смотрю я в стекляшку зеленого цвета…»
Воспитатель предлагает всем детям посмотреть через пластмассовые зеленые стекляшки на окружающие их предметы. Дети делают вывод, что все вокруг зеленое, как летом.
Воспитатель: «А посмотрев в стекляшку красного (синего, желтого) цвета, все вокруг будет каким выглядеть цветом? (дети - красным, синим, желтым)»
Воспитатель: «Да, рисовать вы будете одним цветом, зеленым, как вы сказали, а пользоваться в работе будете двумя видами кистей – мягкой и жесткой (щетинной). Мягкой кистью нарисуете ствол, ветви, веточки куста или дерева. Травку нарисуете тонкую, нежную, ее можно нарисовать обратным концом кисти - деревянной палочкой. А листья будете рисовать жесткой кистью. Как называется метод рисования сухой жесткой кистью?»
Дети: «Метод тычка»
Педагог предлагает спеть песенку кисточки (игровое упражнение)
«Пляшет кисточка тычком,
Застучала каблучком,
Раз, раз, раз, раз,
Все получится у нас!»
(Имитируют движение кисточки).
«А теперь приступайте к работе. Счастливого вам творчества!»
Дети рисуют, звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна). Воспитатель по мере необходимости, помогает детям, которые нуждаются в помощи. В середине рисования снова проводится игровое упражнение «Пляшет кисточка тычком…».
В конце работы. воспитатель предлагает детям сделать выставку детских работ и еще раз послушать стихотворение.
Анализ детских работ (воспитатель рассказывает об одной из детских работ, а дети находят ее по описанию, затем, ребенок, говорит о какой- либо работе, что там нарисовано и как, а дети находят ее по описанию).
Рефлексия:
Воспитатель: «Дети, вы справились с просьбой художника, передали эпизод стихотворения «Я знаю, что надо придумать» в своих рисунках. Художник будет вами очень доволен. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Стихи какой поэтессы вы читали сегодня в нашей стихотворной стране? Да, путешествие наше было интересным, но оно подошло к концу и нам пора возвращаться в группу».
Дети маршируют под слова стихотворения А. Барто «Барабан» (оставшаяся часть стихотворения)
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый!
Дети уходят в группу.