Конспект НОД «Путешествие в сказку» по познавательному развитию для детей 4–5 лет

Надежда Мартынова
Конспект НОД «Путешествие в сказку» по познавательному развитию для детей 4–5 лет

КОНСПЕКТ НОД

на тему: «Путешествие в сказку»

по познавательному развитию

/для детей 4-5 лет/

Подготовила: Мартынова Н. А., воспитатель

высшей квалификационной категории

Саранск

2019

Программное содержание

Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 8;

- Активизировать знания детей в сравнении предметов по величине, длине, ширине, высоте;

- Дать возможность применить на практике полученные знания в отсчитывании заданного количества предметов по числу; сравнивании предметов, множеств; закреплять способы уравнивания двух групп предметов;

- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

- Активизировать знания детей о частях суток, временах года.

Развивающие:

- Продолжать тренировать мыслительные операции, развивать внимание, память, мышление, связную речь.

- Продолжать развивать умение соотносить цифру с количеством, формировать опыт самоконтроля.

Воспитательные:

- Совершенствовать представления о геометрических фигурах;

- Продолжать воспитывать самостоятельность в преодолении затруднений под руководством воспитателя;

- Продолжать формировать интерес к занятиям математикой;

- Продолжать воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помочь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Чтение сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино», разучивание физкультминутки «Буратино», разучивание пальчиковой гимнастики «Замочек».

Словарная работа:

Методы и приёмы:

Словесный: беседа; чтение художественной литературы; индивидуальные ответы детей; напоминания педагога, указания, вопросы.

Наглядный: использование наглядного материала.

Игровой: дидактические игры; сюрпризный момент (воображаемая ситуация)

Практический: выполнение упражнений.

Оборудование: конверт с письмом; разрезная картинка с изображением ключика; картинка с изображением двух дорожек – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты, солнышко, облако; 2 мольберта; указка; цифры от 1 до 8 для выставления на мольберт; картинки: клоун, пирамида, барабан, грузовик, мяч;

Материалы: наборы танграммов по количеству детей; цифры от 1 до 8 по количеству детей; карточки с изображением грибочков и белочек по количеству детей; чистые листы бумаги по количеству детей; геометрические фигуры по количеству детей: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! (здороваются) И скажем всем, что мы – дружные ребята, не ссоримся совсем!

Дети: Мы дружные ребята, не ссоримся совсем!

Дидактическая игра «Друзья»

Крепко за руки возьмемся /Дети берутся за руки/

И друг другу улыбнемся /улыбаются соседям/

Улыбнулись вы и я,

Значит все мы здесь друзья!

Воспитатель: Ребята, сегодня в этот прекрасный, солнечный день хочу пригласить вас в сказку. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Отправиться туда можно при одном условии, если вы ответите на вопросы. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте:

- Какое сейчас время года? (Весна)

- А что наступит после весны? (Лето)

- Перечислите все времена года (Зима, весна, лето, осень)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днем)

- Ужинаем мы вечером, а спим… (ночью)

- Сколько частей в сутках? (4)

- Перечислите их

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь можно и в сказку отправляться, а в какую, узнаете отгадав загадку про главного героя.

Что за странный человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же то? (Буратино)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А как называется сказка?

Дети: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Воспитатель: Ребята, Буратино прислал нам письмо. (Зачитывает)

Содержание письма:

«Дорогие ребята, в нашей сказке случилась беда, хитрые Кот Базилио и Лиса Алиса обманом отобрали у меня золотой ключик, с помощью которого я должен был освободить своих друзей-кукол от жестокого и грубого Карабаса Барабаса. Но чтобы вернуть ключик, прошу вас помочь мне решить несколько математических заданий». Ваш Буратино.

Воспитатель: Ребята, поможем вернуть золотой ключик Буратино? (Да)

На нашем пути будут возникать разные математические препятствия, но я знаю, что мы справимся.

Задание 1.

Д/и «Сравни предметы по величине»

(на картинке изображены две дорожки – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты, солнышко, облако).

Воспитатель:

- Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке?

- Что делают заяц и черепаха? (по широкой)

- По какой дорожке бежит заяц? (по узкой)

- Как Вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым? (заяц)

- Почему? (черепаха ползет медленно, а заяц бегает быстро)

- Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать об их величине? (разные по высоте; у высокого дерева ствол толстый, а у низкого дерева ствол узкий)

- Где нарисовано солнышко? (над деревом)

- Что выше, солнышко или облако?

Воспитатель: Молодцы! Справились! За то мы получаем первую часть ключика (Воспитатель выкладывает на доске).

Для выполнения следующих заданий, я предлагаю вам сесть за столы.

Задание 2.

Д/и «Собери цифры по порядку»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат цифры, они растерялись и перепутались. Соберите их по порядку. (Дети собирают)

- Назовите соседей числа 5.

- Назовите соседей числа 7

- Назовите соседей числа 4

- Посчитайте от 1 до 8

- Посчитайте обратным счетом от 8 до 1.

Воспитатель: Молодцы! Получаем еще одну часть ключика

Задание 3.

Д/и «Счет в пределах пяти, порядковый счет»

- Ребята, посчитайте, сколько игрушек на доске? (5)

- Какой по счету стоит пирамида?

- Каким по счету стоит клоун?

- Каким по счету стоит мяч?

- Какая игрушка стоит на четвертом месте?

- Какая игрушка стоит между клоуном и пирамидкой?

Воспитатель: Молодцы! Получаем еще одну часть ключика.

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся, /поднимают руки вверх/

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся. /выполняют наклоны вперед/

Руки в сторону развел, /руки развести в стороны/

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. /встают на носочки/

Задание 4.

Д/и «Множества»

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем работать с карточками. Вспомним, как нужно выкладывать карточки на полоске? (слева направо)

- Покажите мне правую руку

- Выложите на верхнюю полоску 5 белочек, выберите у себя нужную цифру и положите рядом.

- На нижнюю полоску выложите 4 гриба, выберите у себя нужную цифру и положите рядом

- Чего больше, белочек или грибов?

- На сколько больше?

- Что нужно сделать, чтобы всем белочкам хватило грибочков? (добавить 1 гриб)

- Сколько стало грибов? (5)

- Что можно сказать о количестве белок и грибов? (их стало поровну)

- Теперь всем белочкам хватит грибочков? (да)

Воспитатель: Молодцы! Получаем очередную часть ключика. Нас ждет следующее задание, но прежде сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

  (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Задание 5.

Д/и «Ориентировка на листе бумаги»

- Выложите в левый нижний угол овал

- В правый верхний угол треугольник

- В левый верхний угол прямоугольник

- В правый нижний угол квадрат

- В середину листа поместите круг.

Попросить рассказать, как расположены на листе бумаги фигуры.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Осталось последнее задание. Буратино просит построить домики для его друзей, используя танграм.

Приступаем к выполнению.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие хорошие домики у вас получились. И мы получаем последнюю часть ключика.

С помощью того ключика Буратино освободит своих друзей-кукол от грубого обращения Карабаса-Барабаса.

На том наше путешествие подошло к концу.

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Кому мы помогали?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания были для вас трудными?

Ребята, Буратино благодарит вас и дарит вам угощение.

Список используемой литературы

1. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солгцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

 Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.

Петерсон, Л. Г., Кочемасова Е. Е. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – Изд. 4-е доп. и перераб. / - М.: «Ювента», 2014. – 224 с.

Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.

Приложение

Дидактическая игра «Друзья»

Программное содержание: побуждать детей к выполнению действий совместно; формирование понятий "друг", "дружба".

Крепко за руки возьмемся /Дети берутся за руки/

И друг другу улыбнемся /улыбаются соседям/

Улыбнулись вы и я,

Значит все мы здесь друзья!

Описание: педагог побуждает детей взяться за руки и выполнять движения, соответствующие тексту совместно.

Дидактическая игра «Сравни предметы по величине»

Программное содержание: учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

Оборудование: картинка с изображением двух дорожек – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты, солнышко, облако.

Описание: Педагог выставляет картинку на мольберт и задает вопросы:

- Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке?

- Что делают заяц и черепаха? (по широкой)

- По какой дорожке бежит заяц? (по узкой)

- Как Вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым? (заяц)

- Почему? (черепаха ползет медленно, а заяц бегает быстро)

- Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать об их величине? (разные по высоте; у высокого дерева ствол толстый, а у низкого дерева ствол узкий)

- Где нарисовано солнышко? (над деревом)

- Что выше, солнышко или облако?

Дети дают ответы.

Дидактическая игра «Собери цифры по порядку»

Программное содержание: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 8

Оборудование: цифры от 1 до 8 по количеству детей.

Описание: педагог обращает внимание детей на то, что у них на столах лежат цифры, они растерялись и перепутались. Собрать их нужно по порядку. После чего педагог задает вопросы.

- Назовите соседей числа 5.

- Назовите соседей числа 7

- Назовите соседей числа 4

- Посчитайте от 1 до 8

- Посчитайте обратным счетом от 8 до 1.

Дети дают ответы.

4. Дидактическая игра «Счет в пределах пяти, порядковый счет»

Программное содержание: развить внимание, закреплять  порядковые числительные (первый, второй) в речи детей.

Оборудование: картинки с изображением пирамидки, клоуна, мяча

Описание: педагог выставляет предметные картинки на доску в ряд и задает вопросы:

- Ребята, посчитайте, сколько игрушек на доске? (5)

- Какой по счету стоит пирамида?

- Каким по счету стоит клоун?

- Каким по счету стоит мяч?

- Какая игрушка стоит на четвертом месте?

- Какая игрушка стоит между клоуном и пирамидкой?

Дети дают ответы.

Дидактическая игра «Множества»

Программное содержание: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук, закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре, закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.

Оборудование: 5 карточек, на которых изображены белочки; 5 карточек, на которых изображены грибочки.

Описание: Педагог размещает 5 карточек с изображением белочек и 4 карточки с изображением грибов. Задает вопросы.

- Покажите мне правую руку

- Выложите на верхнюю полоску 5 белочек, выберите у себя нужную цифру и положите рядом.

- На нижнюю полоску выложите 4 гриба, выберите у себя нужную цифру и положите рядом

- Чего больше, белочек или грибов?

- На сколько больше?

- Что нужно сделать, чтобы всем белочкам хватило грибочков? (добавить 1 гриб)

- Сколько стало грибов? (5)

- Что можно сказать о количестве белок и грибов? (их стало поровну)

Дети дают ответы.

5. Дидактическая игра «Ориентировка на листе бумаги»

Программное содержание: закреплять умение различать круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: белые листы бумаги по количеству детей; карточки с изображением геометрических фигур по количеству детей: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Описание: педагог предлагает детям расположить фигуры в нужном порядке:

- Выложите в левый нижний угол овал

- В правый верхний угол треугольник

- В левый верхний угол прямоугольник

- В правый нижний угол квадрат

- В середину листа поместите круг.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей 4–5 лет по познавательному развитию «Давай с тобой поговорим, на чём мы дома все сидим?» Цель: Расширить и уточнить представления детей о предметах комнатной мебели, их функциональном назначении. Задачи Образовательные: • Уточнить.

Конспект НОД для детей 4–5 лет в области по познавательному развитию «Как не подивиться на домашнюю птицу» Интеграция образовательных областей: • Социально - коммуникативное развитие • Речевое развитие • Художественно - эстетическое развитие.

Конспект НОД для детей младшей группы по познавательному развитию «Путешествие в сказку» Цель: развитие сенсорных способностей и элементарных математических представлений; формирование на уровне образа представление о геометрических.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Что расскажет нам природа» для детей 6–7 лет «ЧТО РАССКАЖЕТ НАМ ПРИРОДА?» - Формирование знаний детей о природе, определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в сказку» по познавательному развитию для детей 4–5 лет
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 18:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

План-конспект НОД по пластилинографии для старших дошкольников «Российский флаг»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: продуктивная, восприятие художественной литературы,...
Методическая разработка «Такие забавные ежики». Поделки из разных материалов
25 мая. День ежиков на МААМ В детских сказках и мультфильмах ёжик изображается всегда как добрый, честный, любознательный зверек. Он всегда приходит на...
Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного...
Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики. Задачи: -...