МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»

Буйло Виктория Евгеньевна
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: (всё оборудование по количеству детей) шапочки одноразовые; полиэтиленовые пакеты; воздушные шары различных форм; стаканы прозрачные; трубочки коктейльные; контейнеры с апельсином, шоколадом и чесноком; веера; салфетки бумажные; плавающие предметы; бассейн с водой.

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята! У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся, чтобы весь день у всех было хорошее настроение.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам хочу предложить стать настоящими учеными. Хотите? (Да) А вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (в лаборатории) А как называют людей, которые работают в лаборатории? (ученые, исследователи) А что мы будет сегодня объектом исследования, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он везде, но не мешает

Место впрок не занимает

Он прозрачный как стекло,

Цвета нет у него.

Вес отсутствует совсем

И не пахнет он ничем.

Так скажите-ка, друзья,

Без чего нам жить нельзя. (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Чтобы наша группа превратилась в лабораторию, а мы стали молодыми исследователями, нам нужно закрыть глаза, хлопнуть 5 раз.

Слайд 2. Дети считают до 5. Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза, обнаруживают сундук, в котором лежат головные уборы для лаборатории. Надевают их.

II. Основная часть.

Воспитатель: Наша лаборатория начинает работу. В лаборатории обязательно нужно соблюдать определенные правила (плакат прикреплен к доске) :

• смотреть;

• слушать;

• не кричать;

• не трогать без разрешения;

• соблюдать осторожность;

• делать выводы.

Воспитатель: Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу (дети подходят к столу и встают вокруг него). Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Договорились?

Итак, давайте начнем.

Опыт №1.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.)

Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы откроем пакет и попробуем поймать воздух, закрутите его. Что в пакете? (воздух) А где вы его взяли? (Вокруг нас)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте аккуратно сжать пакет. Почему не получается? (там воздух)

В пакете воздух. Он принимает форму предмета, в котором находится и становится упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, находится вокруг нас.

Опыт № 2.

Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Предлагаю вам взять по одному воздушному шару и надуть его.

Дети надувают воздушные шары различной формы.

Воспитатель: Что происходит? Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы, но принимает форму предмета в котором он находится.

Опыт № 3.

Воспитатель: Ребята, пройдем за следующий стол. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Итак, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Опыт № 4.

Воспитатель: Дети, вам интересно проводить опыты? (Конечно) Давайте проведем еще один и узнаем, есть ли вкус и запах у воздуха!

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого он вкуса? (Безвкусный)

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха)

Чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

Воспитатель: Сейчас закройте глаза. Я к вам буду подходить, и вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин, шоколад, чеснок.

Как вы думаете, почему мы при вдохе чувствуем запах? Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха, пахнут предметы. Воздух отлично передает запах предметов, с которыми он соприкасается.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть. Давайте станем в круг. Сегодня мы с вами говорим про воздух.

Физкультминутка «Воздух»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Где тебя искать? (пожимают плечами)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Мы с тобою дружим (здороваются с соседним ребенком)

Без тебя никак. (машут головой)

Ты нам очень нужен (обнимают себя)

Ты волшебник, маг (взмах рукой, как волшебной палочкой)

С ветром полетаем (бегут по кругу)

С ветром закружим (кружатся)

И обратно в группу вместе прилетим. (взяли за руки в хоровод)

Опыт № 5.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? (Конечно может)

Давайте проверим, возьмем веер и помашем. Что вы чувствуете? (ветер)

Еще раз помашем веером. Скажите, пожалуйста, ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, как называется движение воздуха? (Ветер)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? (Ветер бывает теплый и холодный, слабый и сильный – это ураган, смерч, бури)

Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью веревочки, вертушки)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли ветер навредить человеку? (Конечно может, да)

А ещё ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)

Вывод: воздух может двигаться и его можно почувствовать.

Опыт № 6.

Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)

Возьмите в руки свистульки. Вы слышите воздух?

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки.

Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»). Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

Опыт № 7.

Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

III.Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :

что воздух прозрачный, бесцветный;

что воздух постоянно нас окружает;

что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

что воздух легче воды;

что мы с вами дышим воздухом;

что воздух есть внутри людей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (Воздух необходим всему живому)

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Дома будете рассказывать, в каких опытах и экспериментах вы участвовали?

Воспитатель: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

Вам понравилось быть молодыми исследователями? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Да, хотим)

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью). Давайте друг другу улыбнемся, попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект НОД по ФЦКМ «День защитника Отечества» в старшей дошкольной группеКонспект НОД по ФЦКМ «День защитника Отечества» в старшей дошкольной группе Цель: Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества. Задачи: 1. Воспитывать чувство гордости.

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Ягоды»Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Ягоды» Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе по теме «Ягоды» Подготовила и провела воспитатель Морозова Н. С. Программные задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе «Грибное царство»Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе «Грибное царство» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Грибное царство» Подготовила и провела воспитатель Морозова Н. С. Цель: Закрепить.

Конспект НОД по ФЦКМ «Зайка» в старшей группеКонспект НОД по ФЦКМ «Зайка» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников. Задачи: – развивать творческие и познавательныё способности.

Конспект занятия по ФЦКМ «Семья» в старшей группе с использованием синквейнаКонспект занятия по ФЦКМ «Семья» в старшей группе с использованием синквейна Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Семья» (с использованием синквейна)Цель: закрепить представление детей о семье как о.

Конспект занятия по ФЦКМ «Свойства и качества бумаги и ткани»Конспект занятия по ФЦКМ «Свойства и качества бумаги и ткани» Тема: «Свойства и качества бумаги и ткани» «Свойства и качества бумаги и ткани» Задачи: Формировать у детей осознание того, что свойства.

План-конспект НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: - Социализация; - Здоровье; - Коммуникация; Задачи: - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 10:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Буйло Виктория Евгеньевна (УИ 325535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД