Папки-передвижки

Конспект НОД по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе

Светлана Функ
Конспект НОД по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия «Пернатые друзья»

в старшей группе

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных и зимующих птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Пернатые друзья“ в старшей группе» размещена в разделах

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Давайте присядем на стульчики.

Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ») :

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? … об осени).

-Дети, а сейчас давайте скажем какие признаки осени мы услышали в этом стихотворении.

2. Основная часть

Ребята, я сегодня утром нашла письмо. Написано, что письмо для старшей группы № 6 теремок.

Ребята, кому прислали письмо? (ответы детей)

Давайте же скорей узнаем, что там написано.

А в письме загадка

ЗАГАДКА

Она летает и поёт, частенько зёрнышки клюёт, Она, обычно, гнёзда вьёт, Яичек много нанесёт. Потом высиживать садится. Ну, конечно, это.

Скажите о ком будем мы говорить сегодня на занятии? (ответы детей)

Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?

-Правильно из словаря, энциклопедии.

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

(Слайд № 1)

Кто изображен на картинке? (ответы детей)

Ребята, скажите, пожалуйста. А чем птицы похожи между собой.

Давайте назовем части тела птиц. (Слайд № 2)

А чем отличаются птицы от животных?

Чем покрыто тело птиц?

Для чего птицам клюв?

Для чего птицам крылья?

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Правильно ребята в нашей стране очень много разных птиц. И отличаются они друг от друга размерами (маленькие и большие, цветом перьев, они могут летать, прыгать, бегать и даже плавать, а еще отличаются своими голосами

И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей голосок»

Звучит фонограмма голоса кукушки.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 3)

Кукушка- небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса голубя.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 4)

Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса ласточки.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 5)

Ласточка- мелкая птица. Живут стаями на скалах, по берегам рек, в городах. Вьют гнезда под крышами домов. Часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса дятла.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 6)

Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.

Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые.

Давайте послушаем следующий голосок

Звучит фонограмма голоса соловья.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 7)

Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в лесу. Питается насекомыми: жучками, муравьями, червями и паучками. Соловей это певчая птица. Она очень красиво поет.

Звучит фонограмма голоса воробья.

Чей, ребята это голосок. (ответы детей)

(Слайд № 8)

Воробей — маленькая, птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Весной, едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают

Посмотрите сколько птиц мы с вами знаем.

А все ли птицы остаются с нами зимой? (ответы детей)

А куда они деваются?

А почему они улетают в теплые края?

Как называют птицы, которые улетают в теплые края?

А как называются птицы, которые с нами остаются на зиму.

Давайте с вами поиграем в игру «Улетают не улетают»(Слайд № 9)

Посмотрите на экран. В левом углу нарисовано солнышко - будет домик для перелетных птиц, в правом углу снежинка - это домик для зимующих птиц.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка

Насекомые пропали, птицы в лесу заскучали. (машем руками)

Стали думать и гадать, как беды им избежать. (руками за голову)

Вместе собрались, стаей назвались, (по кругу летим)

Дружно взлетели, на юг полетели.

Долго летели, устали, отдыхали (присели)

Снова взлетели, полетели. (встаем, по кругу летим)

Вот и южные края, долетели мы друзья

Вы устали? Отдохните, насекомых половите. (садимся на места)

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

- Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. (слайд 10)

Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. (слайд 11)

Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «шеренгой». (слайд 12)

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Как вы думаете, ребята, а все ли перелетные птицы улетают все вместе? (ответы детей)

Первыми улетают насекомоядные птицы (слайд 13)

Почему они так называются? (питаются насекомыми)

Когда на улице становится холодно, насекомые пропадают. Они прячутся в земле в деревьях или погибают. И насекомоядным птицам нечего есть и они улетают.

Давайте вместе скажем «насекомоядные»

Посмотрите на экран, давайте с вами назовем тех птиц, которые называются насекомоядные.

Следующие птицы, которые улетают на юг называются зерноядные. (Слайд 14)

. В слове зерноядные прячутся два слова: зерно едят. Получается слово – зерноядные. Повторите – зерноядные.

Почему они так называются? (питаются зернышками).

Они питаются плодами и семенами растений. Давайте назовем зерноядных птиц?

Позже, когда замерзают водоёмы (реки и озёра, – водоплавающие птицы. (слайд 14)

Почему их называют водоплавающие?

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – в воде плавать. Повторите – водоплавающие.

Давайте назовем водоплавающих птиц?

Птицы улетают в теплые края. Им там хорошо, тепло, есть много пищи для них.

Скажите, а легко ли птицам, которые остаются с нами зимовать, легко ли им? (ответы детей)

Зимующие птицы могут питаться ягодами рябины, облепихи, семенами еловых и сосновых шишек, также они умудряются добывать насекомых из коры деревьев. Но бывают сильные морозы метели и птицы прилетают к нашим домам за помощью.

Как ребята мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

А есть ли у нас в детском саду кормушки?

Давайте ребята каждый день с вами будем приносить корм птичкам на прогулке.

А теперь я вам предлагаю взять трафареты птиц, обвести их и раскрасить.

Давайте посмотрим какие птицы у нас получились. (выставка работ)

Назовите, каких птиц вы нарисовали.

3. Рефлексия

Ну вот нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три, в детей превратись.

Ребята, о ком было мы говорили сегодня на занятии?

Что узнали нового?

Что понравилось больше всего?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Лето»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Лето» Цель: расширение и уточнение знаний и представлений о лете. Задачи: • закрепить знание детьми летних месяцев (июнь, июль, август); • познакомить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Мой город»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Мой город» Цель: расширение знаний о родном городе. Задачи: • формировать интерес к родному городу, его истории; • познакомить с символикой города.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Моя семья»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Моя семья» Цель: уточнение представлений детей о семье. Задачи: • познакомить с понятием слова «семья»; • познакомить с понятием «родовое дерево»;.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Этикет»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Этикет» Цель: уточнение знаний детей о правилах поведения дома, в детском саду, в гостях, общественных местах. Задачи: • систематизировать знания.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наши пернатые друзья» Задачи: • расширение и уточнение представлений о перелётных и зимующих птицах; • расширение словарного запаса; • закрепление представлений.

Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группеКонспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе Цель и задачи: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие); • систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 16:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД