Получи документы

Конспект опытническо-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны воды» (по технологии А. И. Савенкова)

Ирина Новикова
Конспект опытническо-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны воды» (по технологии А. И. Савенкова)

Цель: Продолжать пополнять и расширять знания детей о свойствах и качествах воды.

Задачи: Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды (без цвета, без запаха, не имеет формы) и ее качествами (течет-жидкость, прозрачная, растворитель других веществ). Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию. Приобретение детьми новых знаний о воде (о круговороте воды в природе). Упражнять в умении отвечать распространенными предложениями, используя слова в правильной грамматической форме. Развивать познавательный интерес к процессу экспериментирования, логическое мышление, воображение, любознательность. Воспитывать интерес к познанию природы, умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга, эмоциональную отзывчивость. Прививать осознанное бережное отношение к воде.

Публикация «Конспект опытническо-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны воды“ (по технологии А, И, Савенкова)» размещена в разделах

Активизация словаря: течет, растворяет, газообразное состояние, исследование, учёные, эксперимент, гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория, энциклопедия.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали); практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, зарисовывание полученной информации).

Материал и оборудование: игрушка Незнайка, карточки с символическими изображениями «методов исследования», простые карандаши, оборудование для проведения опытов (прозрачные ёмкости, соль, сахар, пуговицы, салфетки, чайные ложки, планшеты с листами бумаги, детские энциклопедии с информацией про воду, головной убор академика, мантия.

Подготовка к НОД: карточки с символическими изображениями «методов исследования»; книги и энциклопедии о воде, материал для опытов.

Ход: Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю.

Смотрите, к нам пришел (отиветы детей)Незнайка. Он грустный почему-то.

Незнайка (кукла) Понимаете, Знайка согласился принять меня в клуб ученых, если я составлю доклад о предмете, который находится в конверте. А как это сделать я не знаю. Вы часто мне помогали в трудных ситуациях, вот и в этот раз, я решил попросить у вас помощи. Помогите мне, пожалуйста, я посмотрю, как это сделаете вы и научусь. Очень хочется попасть в клуб ученых малышек.

Воспитатель: Незнайка, а это что у тебя в конверте, можно посмотреть? (воспитатель достает картинки с изображением воды и загадку про нее. Вывешивает картинки на мольберт и загадывает загадку).

Дети отгадывают загадку.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Воспитатель: Вы отгадали, это – вода.

Поможем Незнайке? Дети: да. Вы хотите, сможете?

Давайте расскажем Незнайке, кто такие ученые (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

Воспитатель: С чего же нам начать? Наша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

«Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».Прошу детей всех вместе повторить названные методы.

Сбор материала.

Воспитатель Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем фиксировать информацию и полученные сведения. Конечно, сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи символов, значков. Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой. Всю информацию нужно зарисовывать на листочках.

1.«Подумать самостоятельно».

Вспомните, что вы знаете о воде. Ответы детей: вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная, не имеет вкуса. (Зарисовка).Кто скажет нам, какой следующий метод? Правильно, «Спросить у другого человека». Дети, кому вы можете задать вопросы? Что будете спрашивать? Предлагаю посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться, какой вопрос они будут задавать. (Наша планета без воды была бы мертвой и безжизненной. Планета превратилась бы в каменистую пустыню. А благодаря воде на нашей планете кипит жизнь! Вода удивительна еще тем, что существует на земле в трех состояниях: твердом (лед, град, снежинка, сосулька, жидком и газообразном (пар). Вода бывает пресная и соленая. Та, которая в морях и океанах – соленая. А вода, которая в реках и озерах, пресная вот ее и можно пить, но ее очень мало и мы должны ее беречь: не загрязнять и закрывать краны после использования).

2. «Посмотреть в книге», а сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Кому нужна вода. Из книги дети узнали, что вода необходима всему живому на земле, вода нужна людям, животным, растениям.

(Кому нужна вода? людям, животным, насекомым, растениям. Вода - это самое важное, и используемое вещество из всех существующих на нашей планете. Она нужна абсолютно всем живым существам - людям, животным, насекомым, растениям.

Животные не только пьют воду и плавают в ней, некоторые из них живут в воде постоянно. Растениям тоже необходима вода для жизни и роста, иначе они бы просто засохли.

Если без еды человек может прожить до 30 дней, а иногда даже больше, то без воды всего 3-5 дней. Да и сам организм человека почти на 70% состоит из воды; вода присутствует во всех тканях). (Фиксируют новые данные).

3. «Предлагаю позвонить» повару детского сада Ларисе Анатольевне и спросить о том, как человек использует воду. Ответ повара:

(Вода в первую очередь нужна человеку для его нормального физического состояния, для поддержания уровня жидкости в его организме.

1. человек воду употребляет в пищу: утоляет ею жажду, готовит на ней блюда. Учеными выявлено, что для нормального физического состояния всех человеческих органов, необходимо в день выпивать 1,5-2 литра воды, не считая выпитых в течение дня соков и прочих жидкостей.

2. Использует для личной гигиены (умывания, купания, душа)

3. Для уборки помещений, мытье посуды, полов, окон, стирку, полив комнатных цветов

4. Воду используют широко в земледелии и для полива огородов и садов.

5. При тушении пожаров

6. применяется в теплосетях, теплотрассах для отопления помещений.

7. В качестве льда воду применяют для охлаждения различных систем и в медицинских целях.

8. Трудно себе представить многие виды спорта без воды, такие как плавание, водное поло, гребля, хоккей,керлинг, фигурное катание и другие.

9. К здоровому отдыху относится и возможность посетить баню, сауну, аквапарк, бассейн, где без воды также не обойтись. (Фиксируют новые данные).)

4. Следующая карточка – схема в нашем плане «Посмотреть по телевизору». Приглашаю вас посмотреть видео «Круговорот воды в природе» (показ презентации воспитателем). (Дети зарисовывают схематично информацию в своих планшетах).

После показа презентации проводится гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Воспитатель: А теперь немного разомнемся!

Физминутка: «Поднимаем ручки выше»

Поднимаем ручки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола, (Наклоны вперёд.)

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.)

Выполним рывки руками —

Раз-два-три-четыре-пять. (Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать. (Приседания.)

Вверх потянемся, потом.

Шире руки разведём. (Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну что же, размялись! А теперь пора за работу! Нас ждет следующая карточка - схема нашего плана «Провести эксперимент». Давайте пройдем за столы, где у нас уже все подготовлено для опытов (дети проходят за столы и рассаживаются на свои места).

Пальчиковая гимнастика: «Ах, вода».

Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги - влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро».

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

6. Бережно обращаться с оборудованием

Воспитатель: Ребята, какие предметы лежат перед вами на столах? (соль, сахар, пластмассовые ложечки, блюдца, стаканчики с водой, пуговицы). Как их можно исследовать? (можно их потрогать, попробовать на вкус, растворить, рассмотреть через лупу и тд.) С какого опыта начнем?

6. «Провести опыт или эксперимент» (Фиксируют новые данные).

На столе оборудование для проведения эксперимента, схемы проведения опытов.

Возьмите стакан с водой, который стоит у вас и аккуратно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей). Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Посмотрите, у вас на столах находятся разные предметы, что это за предметы? (Ответы детей) А какой они формы? (Ответы детей)

Давайте посмотрим на воду в нашем стакане, а теперь перельем воду в пустой маленький стакан, что произошло? (Ответы детей) Сейчас возьмите тарелку и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? (Ответы детей)

А кто мне скажет, какую форму имеет вода? (Ответы детей)

Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.

Ребята, возьмите прозрачную баночку, перелейте в нее воду и посмотрите в баночку. Что мы видим? (Ответы детей)

А теперь опустите в баночку пуговицу. Что мы видим? (Ответы детей) Почему (Ответы детей) Вода не имеет цвета, она прозрачная.

А сейчас возьмите баночку с водой и понюхайте воду, чем она пахнет? (Ответы детей) Вода не имеет запаха.

Ребята, а у воды есть вкус? (Ответы детей) У воды нет вкуса.

В другой стакан мы добавим щепотку сахарного песка. Что мы видим? (Ответы детей) А какие вещества еще растворяются в воде? (Ответы детей) Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

Вывод: Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой. Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда в который её переливают. Вода не имеет цвета, она прозрачная. У воды нет вкуса.

Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

6. Доклад. (рассказ по теме) Дети выбирают ребенка, который будет магистром и оденет мантию и головные убор.

Воспитатель: наш магистр сейчас сделает сообщение о воде. Все остальные слушайте рассказ, а после доклада зададите вопросы.

(После выступления магистра, обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы).

Заключительная часть. (рефлексия)

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог нашего исследования. Что вы узнали нового, о чём не знали раньше? С кем можно поделиться данной информацией?

Молодцы ребята, вы очень помогли Незнайке, ваши листочки с зарисовками он заберет с собой и успешно сделает свой доклад.

Незнайка благодарит детей, забирает листы исследователей и уходит.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима»Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима» Образовательные задачи: уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях; формировать умение детей в ходе экспериментирования.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда»Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытническо-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны воды» (по технологии А. И. Савенкова)
Опубликовано: 14 января 2023 в 15:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД