Ирина Соловьева
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с мыльными пузырями в старшей группе «В гостях у Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и мыльных пузырей, формировать активные поисковые действия; познакомить с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи; формировать экологическое мировоззрение.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с мыльными пузырями в старшей группе „В гостях у Мойдодыра“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
Образовательные: формировать у детей умение проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов; развивать у детей исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике.
Развивающие: тренировать дыхание детей; развивать у детей мышцы рта, быстроту мышления, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности детей.
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Для этого нас в гости пригласил Самый большой любитель чистоты из сказок Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, о ком я говорю?
Дети: О Мойдодыре!
Воспитатель: Верно, Ребята! В гости нас сегодня пригласил Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир. Сегодня вместе с ним мы откроем чудесный мир с очень необычными жителями. Догадайтесь, о ком я говорю.
-Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала. (мыльный пузырь).
Воспитатель: Молодцы! Давайте подумаем, что мы уже знаем о мыльных пузырях.
Вопросы детям:
1. Скажите, почему мыльные пузыри называют мыльными? (Потому, что сделаны из мыла и воды)
2. А для чего людям нужны мыльные пузыри? (Для праздника)
3. Действительно, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр? Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену? (Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)
4. А разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? (Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии).
5. А мыльные пузыри тоже полезные? (Конечно, ведь они сделаны из мыла).
Воспитатель: Как приятно слышать, что вы много знаете о пользе мыльных пузырей. А сейчас мы попробуем провести несколько интересных опытов и узнать о мыльных пузырях еще больше. Но сначала вспомним о технике безопасности.
Техника безопасности:
Воспитатель: помните, всегда нужно быть внимательным к своему здоровью: нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык. Ходить нужно осторожно, ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя? Тогда вперед, к исследованию свойств мыльного пузыря.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт 1
Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем, как рождается мыльный пузырь. В миске у нас вода, добавим в воду жидкое мыло, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.
Вывод: Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее. Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.
Опыт 2
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой интересной формы у меня рамочки. А можно ли выдуть треугольный пузырь из треугольной рамочки? Какой формы получились пузыри из треугольной, квадратной…рамки? (ответы детей). Все пузыри получились круглые - потому, что воздух внутри мыльной пленки распространяется равномерно.
Вывод: Какую бы рамку мы не использовали, пузырь будет иметь форму шара.
Опыт 3
Воспитатель: Кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Почему же мыльные пузыри лопаются?
Ответы детей
Воспитатель: Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается. А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри. Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе предметом, пальцем, предмет спокойно проходит сквозь пузырь.
Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.
Опыт 4
Воспитатель: Знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие?
Ответы детей
Воспитатель: Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.
Вывод: Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.
Опыт 5
Воспитатель: Все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают? Ребята, подуйте друг на друга, вы чувствуете поток воздуха, созданный вами? Также, когда мы дуем в рамку для мыльных пузырей, поток воздуха, ударяясь о пленку мыльного пузыря, толкает его, заставляя двигаться. Так же и на улице есть потоки воздуха, в которых могут летать мыльные пузыри. Если потока воздуха нет, мыльные пузыри опустятся на землю.
Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня узнали много нового о мыльных пузырях. Что вы запомнили?
Ответы детей
Воспитатель: Закончим сегодняшнее занятие мы строчками из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр»:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!