Мария Василика
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Девочка Даша и дятел. Звуки [Д], [Д’]. Буква Д»
Задачи: Познакомить детей с характеристикой звуков Д и Дь и буквой Д. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, составлять предложение с заданным словом, рисовать его схему. Закрепить умение детей читать слоги. Продолжать знакомить детей с ударным слогом. Формировать умение детей образовывать новые слова с помощью перестановки букв. Продолжать формировать умение детей выкладывать буквы из разного материала. Развивать речевое внимание, фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет „Девочка Даша и дятел, Звуки [Д], [Д’], Буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дятел. Все о дятлах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Материал: Ноутбук, мультимедиадоска, рабочие тетради «По дороге к Азбуке» часть 4, стр. 22 – 23, цветные карандаши, тетради в крупную клетку, буквы Д, О, М, Ы, фишки для звукового анализа. Палочки, природный материал, мозаика для конструирования букв.
Ход:
1. Организационный момент.
- Ребята, скажите какое у нас сегодня занятие? С кем мы отправились в путешествие? А куда мы путешествуем? Кого встретили наши путешественники на прошлом занятии? Хотите узнать что случилось дальше?
2. Введение в тему.
Недалеко от башни Бори стоял маленький домик - летняя дача. Туда и направились друзья-игрушки. Постучав в дощатую дверь, они услышали испуганный голос: «Кккто там?» После этого дверь открыла маленькая девочка. Она спросила, не видели ли они кого-нибудь рядом с домом, и стала озираться по сторонам. «Кого ты ищешь?» - спросил ее Ежик. «Я и сама не знаю, - ответила девочка. - Идем скорее в дом, там не так страшно».
Даша (именно так звали девочку) угостила гостей душистым чаем, но сама его пить не смогла, потому что у нее от страха стучали зубы. «Д-Д-Д-Д-Д», - именно так они стучали, мешая Даше четко говорить. В это время все услышали стук: «Дьдь-дь-дь-дьдь».
«Опять началось!» - с ужасом воскликнула Даша и задрожала еще больше. Все, конечно, тоже испугались. «Сейчас я проверю, кто это вздумал нас пугать», - решительно сказал Ежик и вышел из дома. Через некоторое время он вернулся и позвал всех за собой. «Познакомься со своим соседом, - сказал Даше Ежик, указывая ей на дятла, сидящего на ветке ближайшего дуба. - Он здесь выдалбливает себе дупло». (См. рис. на с. 22.)
Увидела Даша, кого она так долго боялась, и засмеялась, а вслед за ней засмеялись и игрушки.
- Почему им всем стало смешно?
- Как дрожала Даша?
- Сегодня мы поговорим о звуках [Д] и [Д'].
3. Картинка, где изображено, как дрожит Даша, обозначает звук [Д]. Что делает язык во время произнесения этого звука? (кончик языка упирается в нижние зубы)
- Расскажите о звуке [Д]. (Согласный, звонкий, твердый.)
- Картинка, где изображено, как дятел долбит дерево, обозначает звук [Д']. Расскажите, какой он. (Согласный, звонкий, мягкий.)
- Назовите слова со звуками [Д] и [Д'] : имена детей, дни недели, числа.
4. Работа в тетради. Игра «Найди место звука в слове».
Ребята, откройте тетради на стр. 23. Назовите первое слово, определите какой звук, вы слышите, и где он находится. К доске пойдёт (Дети по очереди работают у доски, а остальные в рабочих тетрадях)
5. Наши путешественники приготовили вам загадку.
В магазине продают, дух приятный придают,
А на вкус они плохи. Называются (Духи)
Ребята нам нужно сделать звуковой анализ слова духи.
К доске пойдёт (один ребёнок делает задание у доски остальные в тетрадях)
Назовите первый звук в слове духи (Д, дайте ему характеристику. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, обозначается синим цветом)
Назовите второй звук в слове духи (У). Какой это звук (Гласный, обозначается красным цветом)
Назовите третий звук в слове духи (Хь). Какой это звук? (Согласный, мягкий, обозначается зелёным цветом)
Назовите четвертый звук в слове духи (И). Какой это звук (Гласный, обозначается красным цветом)
Ребята сколько всего звуков в слове духи? (4). Сколько согласных звуков(2) Сколько твёрдых согласных звуков(1) Сколько мягких согласных звуков(1). Сколько гласных звуков(2)
Ребята, сколько слогов в слове духи(2)
Назовите ударный слог (ХИ). Что такое ударный слог? (слог на который падает ударение).
Физминутка. «Волшебная буква». Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, волшебная буква на месте замри. Дети после того как скажут слова делают буквы, можно по парам.
6. А ещё наши путешественники приготовили для вас ребус. Как вы думаете, что за слово они для вас нарисовали? (Гвоздика)
Составьте предложение со словом гвоздика. Что такое предложение? Давайте нарисуем предложение…. Один ребёнок рисует предложение на доске остальные в тетрадях в клетку.
7. Ребята, скажите чем звуки отличаются от букв? Посмотрите вот это буква Д.
Буква есть одна такая,
Нам она напомнит дом,
Крыша тоже есть простая,
Буквой «Д» её зовём.
Игра «На что похожа буква Д». Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Д.
Игра «Найди букву на картинке».
Помогите нашим путешественникам найти букву Д на картинке.
8. Игра «Сделай букву Д»
Сделайте букву Д из любого материала, кому какой нравится.
Чтение слогов с буквой Д.
9. Игра «Выложи слово и замени звук».
Ребята послушайте ещё одну загадку:
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …ДОМ.
Дети выкладывают из букв слово ДОМ. (Один ребёнок работает у доски, остальные за столами)
Ребята как вы думаете, какую букву нужно поменять, чтобы получилось слово ДЫМ.
Ребята скажите, что мы сегодня с вами делали на занятии? Зачем мы всё это делали? Какое задание вам понравилось больше всего? А давайте спросим наших гостей, что им у нас понравилось?