Конспект НОД по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Ольга Сорокина
Конспект НОД по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы"

Ольга Сорокина[

Цель: Формировать умение у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие задачи:

- формировать экологическую культуру детей;

- углублять и расширять знания детей о зимующих птицах;

- дать представление о том, какую роль играют для птиц перья;

- познакомить со строением махового и пухового пера.

Развивающие задачи:

- развивать память, мышление и воображение у детей,умение делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к птицам;

- беречь и подкармливать их зимой.

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки (синего и желтого цвета, поднос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины,цвета, схемы строения пера, корм для птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,я сегодня шла в детский сад,смотрю,висит кормушка на нашем участке,посмотрела, а в кормушке ничего нет. Хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же птиц я буду кормить? И решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться, какие зимующие птицы, а какие – перелетные, и чем их кормить. Вы готовы мне помочь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как быть с кормушкой?

(Предложения детей)

Воспитатель: Спасибо ребята, так и сделаем, поставим кормушку на подоконник, пока мы с вами определяемся, каких птиц мы будем сегодня кормить. У меня есть конверт с названием «Птицы». Как же мы будем их рассматривать, чтобы всем было видно?

Ответы детей: разложить на столе, показывать каждую по отдельности, разместить картинки на мольберте.

Воспитатель: Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Как быть?

(Предложения детей)

Воспитатель: Ребята у меня есть две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета, может нам их использовать? Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц?

Ответы детей: Зимующих птиц будем собирать в синюю тарелку, а перелетных в желтую.

Воспитатель: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет, а с чем желтый?

Ответы детей: Синий цвет – это зима, снег, холод, а желтый цвет – это солнце, тепло.

Воспитатель: Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Правильно, молодцы. Почему положили в эту тарелочку эту птицу.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята назовите зимующих птиц. Вот спасибо, что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие круглый год живут у нас?

Ответы детей: Перелетным птицам нечего есть.

Воспитатель: Чем похожи птицы?

Ответы детей: Летают, клюют, есть крылья, хвост.

Воспитатель: А чем отличаются?

Ответы детей: Размером, опереньем, величиной клюва,лап…

Воспитатель: Ребята у нас за мольбертом спрятались еще птицы, хотите узнать какие? Я вам буду называть особенности птиц, а вы мне образуете, новое сложное одно слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.

Речевая игра «Скажи одним словом» (помощь воспитателя)

У этой птицы желтая грудка – желтогрудая синица.

У этой птицы черные крылья – чернокрылая ворона.

У этой птицы красная грудка – красногрудый снегирь.

У этой птицы белый бок – белобокая сорока, длинный хвост – длиннохвостая сорока.

Молодцы ребята.

Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. (Картинки птиц размещены в разных местах группы).

Воспитатель: Нашли всех птиц. Молодцы. Ребята предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Представьте, что вы птицы, выполняйте движения в соответствии с текстом.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидиться (дети шагают на месте)

Прыг –скок, прыг – скок (прыгают)

Завертелась как волчок (повороты вправо-влево)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движения)

И с дорожки на плетень,

Тири – тири, тири- тень. (прыжки)

Воспитатель: Ребята, синичка улетела, а на память нам оставила перышко. Как вы думаете, зачем птицам перья?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Проведение опыта с бумагой:

Воспитатель: Вот посмотрите,у меняя два листа бумаги,один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.

Воспитатель: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может летать.

Даже самая маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садиться. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш «Центр науки»

Проведение опыта с пером:

Воспитатель: Потрогайте перышки. Какие они?

Ответы детей: Мягки, гладкие и т. д.

Воспитатель: Отличаются перья чем – то друг от друга?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите самое длинное перо. Это перо называеться «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно (Плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо, что вы видите?

Ответы детей: Падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежем край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволку, проверить пустоту). Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером что вы ощущаете?

Ответы детей: Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Рассматривание схема пера.

Воспитатель: Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас еще?

Ответы детей: Пуховое-маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький.

Накладываем и сравниваем с маховым.

Воспитатель: Зачем такое перо птице?

Ответы детей: пуховые перья служат птице для сохранения тепла.

Воспитатель: А как вы думаете где они находятся?

Ответы детей: На туловище, голове, крыльях,лапах.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому понравилось в нашем «Центре науки»?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кормушка-то у нас пустая стоит, мы ее так и ничем не наполнили. Что делать? (Предложения детей). Возьмите по щепотке корма и положите в кормушку. На прогулке поставим кормушку в «Птичью столовую».

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Почему? Вы довольны своей работой? Где вам могут пригодиться знания о птицах?

(Ответы детей)

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке» Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования - на молоке. Стимулировать творчество детей с видоизменением цветового пятна.

Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы» Программное содержание: Образовательные цели: • Закрепление представлений о зимующих птицах. • Расширение словарного запаса по теме «Зимующие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Однажды в лесу» для детей подготовительной группы Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская. Задачи с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Комнатные растения» .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода». Разработала: Хрусталева.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАДУГА».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Тайна воздуха» Цель: создать условия.

НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Богатыри земли Русской». Автор: Лобкова Ирина Борисовна.

НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги» НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое книги»Автор: Лобкова Ирина Борисовна.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 9 января 2018 в 17:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании»
( Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы воспитания....
Фотоотчет «Наш веселый огород»
Добрый день, уважаемые коллеги! В феврале месяце по сложившейся традиции мы вместе с детьми сажаем растения, для наблюдения за их ростом в течение марта...
Рисование гуашью «Головные уборы. Шапочка и шарф»
Программные задачи:Продолжать знакомить детей с элементами одежды-головные уборы. Расширять знания детей об одежде в зимний период. Учить украшать...