МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Друзья природы» с использованием интеллект-карт

Ирина Янгуатова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Друзья природы» с использованием интеллект-карт

Тема: «Друзья природы»

Цель: Расширять знания о лесе и его обитателях.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление детей о природе родного края.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Развивающие :

Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать

полный содержательный ответ на них.

Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Друзья природы“ с использованием интеллект-карт» размещена в разделах

Воспитательные:

Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Словарная работа: лекарственные растения, обитатели, интеллект карта.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, беседы о лесе и его обитателей, просмотр видеофильмов, разучивание стихов.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, птиц и зверей, грибов, ягод и лекарственных растений; репродукции картин русских художников, посвященных лесу, листья деревьев, конверт, аудиозапись звуков леса и пения птиц.

Форма проведения: совместная деятельность.

Предполагаемый результат: в ходе НОД дети смогут повысить свою познавательную активность, повысят свои знания о лесе и его обитателях; развитие речи и мыслительных операций; получат положительный опыт коллективного взаимодействия.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее и веселое настроение.

Воспитатель: читает стихотворение Н. Благининой.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: о чем это стихотворение? (о лесе)

Дети свободно встают на ковре вокруг стола, на столах разложены репродукции картин русских художников.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Сколько здесь различных картин, что на них изображено? (лес)

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Воспитатель: Многие из вас, ребята ходили в лес по грибы и ягоды, многие собирали с мамами лекарственные растения. А наш лес сегодня необычный, он волшебный – в нем растут загадки, которые помогут нам составить «умную карту» о лесе и его обитателях. А загадки будем отгадывать на станциях.

Воспитатель: 1-я останова «Грибы, ягоды и лекарственные травы»

Очень дружные ребята,

У пенька живут (опята).

У березок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (подберезовик).

Белая панамка,

Бледная (поганка).

Под осиной гриб то, дети,

В ярком красненьком берете. (подосиновик).

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный. (мухомор).

Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на вопросы:

- какие бывают грибы?

- что значит – ядовитые? Назовите их.

- можно ли сбивать палками мухоморы?

- что значит - съедобные? Назовите их.

Воспитатель: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. Загадки о ягодах.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина)

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка — Там созрела… (Земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая… (Клюква)

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, сколько мы сегодня собрали грибов и ягод, а сейчас ребята нам расскажут о лекарственных растениях.

Дети читают:

1) Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2) А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3) А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

4) А Я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5) А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Воспитатель: Вот сколько мы еще собрали лекарственных трав, назовите их. (ответы детей)

Физминутка: «Мы по лугу прогулялись»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Следующая остановка 2-я «Деревья – наши друзья»

Воспитатель: Проверим, ребята ваши знания, в этом нам помогут вопросы.

- как вы понимаете, что такое лес?

-какие деревья растут в наших лесах?

- зачем люди ходят в лес?

- какие правила вы знаете о поведении в лесу?

- какую пользу приносит лес людям?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (Вызываются по очереди детей. Каждый вытаскивает листочек из конверта и должен назвать, с какого дерева листочек.)

Воспитатель: 3-я остановка «В гостях у птиц и животных»

Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители? (птицы и животные)

Воспитатель: молодцы, правильно птицы и животные. Я, вам предлагаю послушать голоса птиц и угадать. (включаю аудиозапись голосов птиц).

Дети называют птиц.

Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто еще? (дикие животные)

У каждого дикого животного в лесу есть свой домик. Я буду показывать животное, а вы говорите, где оно живет.

Воспитатель: Где живет медведь зимой? (В берлоге.)

Воспитатель: Чем питаются медведи? (Он лакомится медом из ульев, ягодами и мелкими животными, а зимой он ничего не ест и живет за счет накопленного за лето подкожного жира.)

Воспитатель: Где живет белка? (В дупле.)

Воспитатель: Впадает ли белочка в спячку? (Нет)

Воспитатель: Что любит кушать белочка? (Ягоды, грибы, орехи.)

Воспитатель: Эти продукты белка заготавливает на зиму, а еще она разоряет гнезда, выпивая яйца и поедая птенцов.

Воспитатель: Где живет лиса? (В норе.)

Воспитатель: У волков и лис в лесу нет постоянного дома. Круглый год они бегают по лесу в поисках пищи. Иногда они поселяются в вырытых другими животными норах.

Воспитатель: Что едят волки? (Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Воспитатель: Сегодня мы с вами с помощью умной (интеллект) карты проследим, что мы знаем о лесе и его обитателях. Перед вами большой лист, а в центре картинка чего (ответ детей – лес). От этой картинки идут разноцветные стрелочки, и с помощью картинок мы с вами заполним карту.

Воспитатель: Ребята, расскажите мне, о чем мы сегодня разговаривали (ответы детей – о грибах, ягодах, лекарственных растениях, о птицах и диких животных. А еще, как нужно охранять наш лес.)

Воспитатель: Правильно, найдите картинку грибов и приклейте на нашу умную карту, над синей стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.

Воспитатель: Правильно, найдите картинку ягод и приклейте на нашу умную карту, над зеленой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.

Воспитатель: Дальше, что ребята?

Правильно, найдите картинку лекарственных растений и приклейте на нашу умную карту, над оранжевой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.

Воспитатель: Теперь найдите картинку с птицами и приклейте на нашу карту, над фиолетовой стрелочкой. И обведите ее. Каким цветом? (правильно- фиолетовым)

Воспитатель: Дальше, находим картинку с дикими животными и приклейте на нашу умную карту, над коричневой стрелочкой, и обведите таким же цветом картинку.

Воспитатель: У нас осталась последняя картинка и красная стрелочка, какая картинка (охрана леса, правильно. Приклейте на нашу умную карту, и обведите таким же цветом картинку.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие мы внимательные, как запомнили, о чем сегодня говорили, о лесе и его обитателях.

Работа с интеллект картой «Разложи, что получилось»

Дети в определенной последовательности рассказывают рассказ.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, мы с вами составляли умную карту. Я вам даю еще картинки о лесе и вы можете после занятия поработать сами с умной (интеллект) картой.

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья»Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья» Цель: формирование у детей понятие «дом», «семья», «детский сад», «новоселье». Задачи: Образовательные • Расширять знания о ближнем окружении,.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группы Цель: сформировать представление о безопасном поведении дома. Задачи: - уточнить и закрепить знания об опасных предметах и ситуациях в.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группе "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры» Уважаемы коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД "Волшебные узоры" Цель: обобщить и систематизировать знания.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Друзья природы» с использованием интеллект-карт
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 17:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД