Демидович Наталья Александровна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Обучающие:
- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.
- Упражнять в дифференциации изученных звуков.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать связную речь.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.
- Воспитывать любознательность и творческую активность.
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, 3 разноцветных домика (красный, синий и зеленый) из картона, смайлики, светофорчики для буквенного анализа, смайлики (веселый, задумчивый, грустный, колокольчик.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
(Дети садятся за парты.)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»
Дети: Наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте.
Воспитатель: Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?
Дети: Здесь живут буквы.
Воспитатель: Ребята, как называется набор из множества букв?
Дети: Алфавит
Воспитатель: А что такое буква?
Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?
Дети: Здесь живут звуки.
Воспитатель: Что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Дети: А, О, И, У, Ы, Э.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)
Какие вы молодцы, все очень внимательные!
Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.
Дети: К, М, Н, П, Т, ….
Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).
Воспитатель: Спасибо! Садимся за парты.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель: В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?
Дети: В красном доме живут гласные звуки.
Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?
Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.
Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?
Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.
Воспитатель: Молодцы, отличные знания!
Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»
Дети: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: Как мы можем определить количество слогов в слове?
Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.
Воспитатель: Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:
ПАР-ТА, ЛИ-НЕ-Й-КА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ.
(Дети разбирают слова на слоги.)
Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем физминутку:
Теперь немного отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись влево, вправо
Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)
Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:
Пишем ею мы в тетрадку
Буквы по порядку,
Очень нужная нам штучка,
А зовется просто… (ручка).
Дети: Ручка.
Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.
(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» вслух.)
Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети: 5 букв и 5 звуков.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.
(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»
Дети: Звук [Р].
Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?
Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове
Дети: Звук [У].
Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?
Дети: Звук [У] – гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.
Воспитатель: какой третий звук в этом слове?
Дети: Звук [Ч].
Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?
Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?
Дети: Нужна фишка зеленого цвета.
Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?
Дети: Звук [К].
Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?
Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?
Дети: Это звук [А].
Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук [А]– гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?
Дети: Фишка красного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие?
Дети: Да.
3. Итог.
Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.
Дети: цветом и настроением.
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.
Вот звенит колокольчик и напоминает, что наше путешествие закончилось. Пора прощаться. До свидания!