Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексические игры и упражнения»

Татьяна Петрухина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

1. Обогащать лексику, формируя умение подбирать слова – антонимы, синонимы.

2. Развивать фонематический и речевой слух.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память

5. Развивать мелкую моторику, двигательную и познавательную активность;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах

6. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества

Оборудование и материалы:

Конверты с заданиями и подсказками (6 шт, мяч, книга Н. Носова, ленточки, предметные картинки – машина, малина, колесо, ваза, кошка, мнемотаблица «Опиши животное», слоги «ма», «ши», «на»; схемы слова, фишки, фасоль.

Организационный момент.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

Проблемная ситуация.

Воспитатель. Ребята, сегодня нам на занятии потребуются цветные карандаши.

- Дежурные, пожалуйста, раздайте пеналы с цветными карандашами.

(Дети обнаруживают пропажу карандашей. Вместо их находят конверт с письмом)

Сегодня ранним утром, пока в саду никого не было, я пробралась к вам в группу и спрятала все пеналы. Теперь вы не сможете заниматься. Хи-Хи. Но если вы такие умные и выполните 5 заданий, то найдете свои пеналы.

Врединка.

Нужно найти нам пеналы с карандашами и постараться выполнить задания.

Вы согласны?

Отгадайте загадку и узнаете, где искать задание.

Стукнешь о стенку — а я отскочу

Бросишь на землю — а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу

Смирно лежать я никак не хочу! (мяч)

Дети идут к спортивному уголку и на полке, где лежат мячи, находят конверт, где лежит задание, проводится игра «Скажи со словом «какой». (Воспитатель бросает мяч, говоря словосочетание, ребёнок заменяет существительное на прилагательное, и бросает мяч воспитателю).

Например, дом из кирпича (какой) кирпичный дом

-заяц из пластмассы – пластмассовый заяц

-хвост лисы – лисий хвост

- ведро из железа - железное ведро

-дом из брёвен –бревенчатый дом

- ложка из дерева - деревянная ложка

-стакан из стекла – стеклянный стакан

-коробка из картона - картонная коробка

-кукла с карими глазами – кареглазая кукла

- игрушка на ёлке – ёлочная игрушка

-уши волка – волчьи уши

- ваза из глины – глиняная ваза

-шляпа из соломы – соломенная шляпа

Молодцы, вы были очень внимательные и справились с заданием. А вот и подсказка, где искать следующее задание. Оно спрятано под тем предметом, который в сказках превращается в самолет. (Ковер) Задание лежит так, что если встать спиной окну, то загадка будет слева.

Дети находят конверт с заданием № 2 и следующей подсказкой.

Игра «Скажи наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко», скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко».

Широкий - узкий

Веселый – грустный

Тяжёлый - лёгкий

Кислый - сладкий

Новый - старый

Злой - добрый

Хорошо – плохо

День - ночь

Пасмурно- ясно

Трусливый – храбрый

Потерял - нашёл

Молодцы, и с этим заданием справились.

Слушайте следующую подсказку, где искать задание:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита. (Книга)

- Где же спрятано третье задание? Правильно, в книжном уголке, в книге писателя, который писал веселые юмористические рассказы для детей. (Н. Носов)

(Находим конверт и читаем задание и подсказку)

Игра «Цепочка слов»

Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: сова – абрикос – сок – кот – тропа – апельсин – нора.

Физминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку —

засыпают.)

Подсказка. Следующее задание запутано в ленточках. Где у нас в группе лежат ленточки?

Игра «Распутай слово»

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. На-ма-ши - машина

- сколько в слове слогов? Назовите первый слог (второй, третий)

Назовите похожее по звучание слово? Чем слово малина отличается от слова машина?

- определите, где находится звук /ш/ в слове. Обозначьте его фишкой. (Дети обозначают звук фишкой и объясняют свой выбор)

Какой буквой обозначается этот звук? Выложите эту букву с помощью фасоли.

Справились и с этим заданием! А вот и следующая подсказка.

Загадка.

В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо-птицы,

Бродят волки и лисицы.

Знойным летом – снег идет,

А зимою – сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно?

(Телевизор)

Следующее задание мы находим в телевизоре, включив его.

Работа с мнемотаблицей. «Составь рассказ о животном»

Молодцы, ребята! И с этим очень трудным заданием справились! И находим подсказку – конверт с письмом.

«Ваши пеналы с карандашами я спрятала в шкафчик девочки, имя которой начинается на последний слог в моём имени. Удачи вам! Ваша Врединка».

Дети находят в шкафчике у Карины свои пеналы.

Итог.

Понравилось ли вам играть?

Игра у нас была необычная, а с выполнением заданий.

Какое задание вас заинтересовало больше всего?

Что было особенно трудно?

А как вы думаете, хорошо ли поступила Врединка?

Литература:

В. В. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Т. А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : пособие для логопедов, воспитателей, родителей. –М. : Издательство ГНОМ и Д. 2005.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Конспект НОД по развитию речи «Встреча со сказками» в подготовительной к школе группе Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги предлагаю вам конспект непосредственно - образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексические игры и упражнения»
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 12:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД