Лучший педагог года

Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы

Екатерина Пшеничная
Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы

Программное содержание:

1. Продолжать расширять и углублять знания детей о дереве, ставшим символом России-березе.

2. Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;

3. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать;

4. Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от самостоятельной творческой деятельности.

5. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности „Секреты бересты“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Материалы и оборудование: мультимедиа, волшебная палочка, для экспериментирования : кора берёзы и тополя, лупа, по 2 стакана на каждого ребёнка, ножницы, пинцет; для изготовления игрушки: заготовки игрушки, скотч, ножницы, алгоритм, презентация «Секреты берёзы».

Предварительная работа: просмотр презентаций, наблюдение на прогулке за березой, чтение стихотворений, загадывание загадок, рассматривание гербария, экспериментирование (наблюдение за срезанной веточкой березы, стоящей в вазе с водой, приклеивание тесьмы к заготовке.

Ход НОД.

1. Орг. Момент.

В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь давайте встанем в круг. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.

А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?

Дети отвечают. Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…

В. : Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень,

И бумага для письма,

И - резные терема

Белая сорочка - царя лесного дочка,

В бане – хозяйка,

А ну-ка, угадай-ка?

В. : - О каком дереве загадка? (ответы детей)

В. :- Конечно, это берёза. (2 слайд).

В. :- Мы с вами уже много знаем о берёзе, но сегодня мы откроем ещё некоторые её секреты. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка»

- Передаем волшебную палочку по кругу и называем слова, характеризующие образ русской берёзки. (Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, величественная, воспетая).

В. : Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.

А сейчас я проверю, знаете ли вы, какую пользу приносит берёза человеку? Проходите на стульчики и мы с вами посмотрим презентацию.

7 слайд. Раньше из почек берёзы делали коричневую краску.

8 слайд. А из листьев делали зелёную краску.

10 слайд. А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.

12 слайд. Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.

13 слайд. Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.

В годы войны пекли из коры хлеб.

20 слайд. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

В. : Молодцы, много знаете о пользе березы.

Экспериментальная деятельность :

А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.

А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое) Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)

В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей) Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.

А пока Кристина будет моей помощницей. Кристина, потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори девочкам. Итак, Кристина положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек. А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.

Что произошло с берестой? Итак, Кристина, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?

Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.

Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.

Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты. Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.

Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!

Ребята, мы уже говорили с вами, о том, что из бересты делают игрушки, сувениры, давайте, и мы свами побудем народными мастерицами. Проходите за свои рабочие места. Посмотрите, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку. Вспомните секрет мастеров, как правильно заготавливать бересту.

Внимание на экран. Давайте рассмотрим алгоритм изготовления игрушки. С начала мы находим заготовку головы. Вырезаем её. Наклеиваем личико. Затем приклеиваем волосы и сгибаем голову пополам. Теперь склеиваем туловище. Вставляем голову и приклеиваем ручки. Приклеиваем платочек и вот наша игрушка готова. Вам, понятно как мы будем изготавливать игрушку. Приступайте к работе, но не забывайте правила работы с ножницами.

Самостоятельная деятельность детей.

Девочки, поставьте своих красавиц в хоровод возле нашей берёзки. Вот какие красавицы у нас получились.

Много песен о березе сложено,

Много танцев танцевал народ,

Вот и мы сегодня с вами

Заведем - ка хоровод.

Девочки, а какие новые секреты берёзки, вы узнали сегодня? И сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы закончить стихотворением Галины Садовой «Берёза – символ России».

Береза –символ России,

Сокровище русской земли.

Веками ей песни дарили,

Признанья стихами в любви.

Береза-символ России.

Царица русских полей.

Она средь невест всех красивей

Величественней и белей.

Шелестом листьев березы

Шепчет Россия нам.

Весной святой родины слезы

Бегут у берез по стволам.

Береза-символ России,

Печаль в ней и радость земли,

Веками ей песни дарили,

С поклоном к березе все шли.

Скажите до свиданья нашим гостям.

Публикации по теме:

Фотоотчет о нетрадиционной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе «Цветы в подарок»Фотоотчет о нетрадиционной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе «Цветы в подарок» Чтобы нам сделать стебель нужно из белого бумаги скатать трубочку. Затем из полосок цветной бумаги делаем заготовки для цветов, нарезая.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ручному труду «Корзина с угощением»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ручному труду «Корзина с угощением» Цель: закрепление навыков работы выполнения аппликации из картона с помощью шаблонов, обобщение знаний об овощах. Задачи:- продолжить работу.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Валентинка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Валентинка»Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние игрушки» Цель: изготовление новогодних игрушек для украшения ёлки в группе. Образовательные задачи: 1. Закреплять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты кока-колы» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка»Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка» .

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» Средняя группа Автор-составитель: Воспитатель Токарева А. Ш. 2015 г. Задачи: Образовательные: подвести к пониманию того, что воздух есть.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Изготовление масок для игр-драматизаций» Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок» Воспитатель Фадеева Н. В. Тема: Изготовление.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Подарок для мамы» Воспитатель Фадеева Н. В. Тема : Подарок для мамы. Программное содержание: 1. Продолжить знакомить детей с упаковочным материалом. 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 10:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД