Лучший педагог года

Конспект НОД по русской народной сказке «Царевна Лягушка»

Марина Андреева
Конспект НОД по русской народной сказке «Царевна Лягушка»

Конспект НОД по русской народной сказке «Царевна Лягушка»

Цель: прививать интерес и любовь к русским сказкам.

Задачи: продолжать знакомство со сказкой. Обратить внимание на образные слова и выражения, характерные для русских народных сказок.

Публикация «Конспект НОД по русской народной сказке „Царевна Лягушка“» размещена в разделах

продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;

способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;

формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;

Орг. момент

Игра «Приветствие!»

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются). Дети садятся за столы.

Сегодня мы продолжим путешествие по Стране сказок

-Давайте вспомним, что такое сказка, как произведения называют сказкой? (это вымышленная история со счастливым концом, где добро побеждает зло, о том чего на свете не бывает, в сказке звери могут разговаривать, и есть персонажи, которые не существуют на самом деле: баба яга, леший, кощей)

-Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые)

-Кто пишет сказки? (автор или народ)

Основная часть

Сегодня мы с вами вспомним сказку, а какую, вы узнаете, отгадав загадку

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто то

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

-Верно, это Русская народная сказка Царевна лягушка.

-А почему эта сказка называется русской народной?

Эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много – много лет назад, и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках.

Вы уже слушали и знаете эту сказку, а кто-то смотрел мультфильм.

Давайте мы поиграем в игру «Как хорошо вы знаете сказку?». Приготовьте ладошки, если утверждение верно, хлопните.

В старые годы у одного царя было три сына «да».

Упала стрела у младшего сына в огород «нет».

Сшила, Василиса-Премудрая, царю сапоги - скороходы «нет».

Махнула Василиса левым рукавом - вдруг сделалось озеро «да».

Сжег Иван-царевич кожу лягушачью «да».

Сломал Иван-царевич меч, тут и смерть Кощею пришла «нет».

-Давайте мы с вами вспомним начало сказки, а потом я расскажу вам, чем она закончилась. С чего все началось?

Было у царя три сына и надумал царь их женить. Велел им стрелять из лука и куда стрела прилетит там и будет невеста. Старшие братья попали к купцу и боярину, а младший попал в болото и стала его невестой лягушка, да не простая.

Решил царь испытать своих невесток.

-Какие задания давал царь своим невесткам? (сшить рубашку, испечь хлеб, прийти на пир)

-Кто лучше всех справлялся с этими заданиями? (Царевна-лягушка)

- Кто мне скажет, почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой? (сжег лягушечью шкуру)

- Он поступил правильно? (Нет)

- Почему? (Поторопился он, так уж ему хотелось, чтобы его жена всегда оставалась красавицей).

- Давайте вспомним, что произошло дальше, какие испытания ждали Ивана царевича.

В сказке вам встретится необычное слово

- осерчал. Как вы думаете что оно означает? (рассердился, разозлился)

Рассказывание сказки.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного.

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят - искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

- Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

-- Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

- Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

-- Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

- Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

- Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит - на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.

- Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему Баба-яга. - Дело пытаешь или от дела лытаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

- Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

- Знаю, знаю, - говорит ему Баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки. разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой, и жили долго и счастливо до глубокой старости.

-Куда пришлось отправиться Ивану Царевичу? (к Кощею Бессмертному)

-Кого он встретил по пути? Какой волшебный предмет ему дал старичок? И что ему сказал? (старичка, он дал ему клубок, куда покатится туда и иди)

-Какие звери и как ему помогли справиться с Кощеем? (медведь, селезень, заяц, щука; медведь выворотил дуб с корнем, заяц догнал зайца который выпрыгнул из сундука и разорвал его в клочки, селезень кинулся за уткой, ударил и она яйцо выронила, щука принесла яйцо из моря Ивану Царевичу)

-Почему они ему помогали? (потому что он был добрым и пожалел их)

-Давайте немного отдохнем

Видим, скачут по опушке

(Повороты в стороны.)

Две зеленые лягушки.

(Полуприседания вправо-влево.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Переступание с носка на пятку.)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

-Ребята, в русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками. Я вам буду говорит начало, а вы продолжите.

- Баба Яга – костяная нога, зубы на потолке, нос в потолок врос

-Тугарин – Змей

-Кощей Бессмертный

-Змей – Горыныч

-Доктор - Айболит

-Иванушка – дурачок

-Мальчик – с пальчик

-Василиса – Премудрая

-Ребята, а вы всю сказку поняли, вам все слова и выражения были понятны?

В сказке есть много особенных, волшебных слов и выражений.

- Есть такие слова – грустить, загрустил, а в сказке говорится, не просто загрустил, а как? (Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил)

- Не просто догадалась Василиса, а «смекнула»

- Не удивились гости, а «диву дались»

- Помните лягушка говорила Ивану Царевичу «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее» Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят подумайте. (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое - то решение, а за ночь отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает)

- «Пошел Иван Царевич куда глаза глядят» … Что это значит? Как вы понимаете это выражение? (Идет сам не знает куда, куда ноги ведут)

- Вспомните слова из сказки: «Из сундука выскочил заяц и наутек, во всю прыть» …Что означает это выражение? «пустился наутек» Как сказать по -другому? (побежал бегом, быстро)

- «Баба Яга спросила у Ивана Царевича: «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Что это значит? (По делу пришел или от дела бежишь; уклоняешься от работы, бездельничаешь)

-Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке «Царевна Лягушка». Они все перепутались. Нам с вами нужно их распределить по порядку. И рассказать, что на них изображено, используя особенные и волшебные слова, которые живут только в русских сказках.

Заключение

Вот какую интересную сказку мы с вами сегодня вспомнили.

-Как называется сказка? (Царевна - Лягушка)

-Сказка «Царевна-Лягушка» это какой вид сказки? (народная, волшебная)

Каким было ваше настроение?

Почему?

Что для вас было трудным?

-Что вам больше понравилось?

Чему учит нас сказка?

Главная мысль сказки в том, что не стоит судить человека по его внешности, а смотреть на его поступки.

Сказка учит ценить своих близких, и быть готовым на все ради них, учит не бояться трудностей, быть смелым, отважным, добрым, учить отвечать за свои поступки и думать, перед тем, как что то делать.

Если совершил ошибку, то ее нужно исправить.

У меня есть пословица, как вы думаете, подходят ли они к этой сказке.

" По одёжке встречают, по уму провожают" (это относится к царевне лягушке) - о человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. И даже если человек как то плохо выглядит, это не означает что это плохой человек, может быть в душе он красивый и добрый., а может быть и наоборот.

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Колобок» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Конспект сюжетно-ролевой игры по русской народной сказке «Колобок» в младшей группеКонспект сюжетно-ролевой игры по русской народной сказке «Колобок» в младшей группе Цель: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством.

Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка»Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка» Конспект занятия по русской народной сказке «Репка» Составил : Новикова Н. А. Цель: способствовать формированию положительного эмоционального.

Конспект занятия «Пожалейте лисичку» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа)Конспект занятия «Пожалейте лисичку» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа) Задачи: • побуждать детей не только вступать в диалог со взрослым, но и аргументировать своё мнение; • напомнить детям содержание русской.

Наши работы по изодеятельности к сказке «Царевна-лягушка»Наши работы по изодеятельности к сказке «Царевна-лягушка» Не устану повторять, чем богаче впечатления, которые дети получают из окружающей жизни и произведений искусства, тем шире возможность их.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Сценарий развлечения «Путешествие по русской народной сказке «Царевна — лягушка» в старшей группе Задачи. • Формировать умение правильно выполнять задания. • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки,.

Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок»Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» в младшей группе. Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по русской народной сказке «Царевна Лягушка»
Опубликовано: 19 мая 2021 в 11:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД