Александра Кайнова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Вежливость вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с понятием «вежливый, культурный человек», поддерживать стремление быть культурным человеком. Формировать навыки культурного поведения, обсудить, как нужно поступать в различных ситуациях, какие слова использовать.
Ход НОД:
1 часть. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки!
Дети вытягивают руки, поворачивая ладонями вверх-вниз.
Хлоп-хлоп-хлоп!
Три раза хлопают в ладоши.
Здравствуйте, ножки!
Дети выполняют «пружинку».
Топ-топ-топ!
Топают ногами.
Здравствуйте, щеки!
Гладят ладонями щеки.
Плюх-плюх-плюх!
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе „Вежливость вокруг нас“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Три раза слегка хлопают по щекам.
Пухленькие щечки!
Делают круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх!
Три раза слегка ударяют кулачками по щекам.
Здравствуйте, губки!
Покачивают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок!
Три раза щелкают губами.
Здравствуйте, зубки!
Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк!
Три раза щелкают зубами.
Здравствуй, мой носик!
Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип!
Три раза нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, ребята!
Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Привет!
Приветственно машут рукой над головой.
Ребята сегодня я расскажу вам одну интересную сказку, а вы ее послушайте. Чтение сказки С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке» с показом картин на слайдах.
Жил в лесу один невоспитанный Мышонок (слайд)
Утром он никому не говорил «Доброе утро».
А вечером никому не говорил «Спокойной ночи».
Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают. Грустно стало мышонку (слайд). Рано утром прибежал Мышонок к Маше (слайд) и говорит:
- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?
Маша сказала Мышонку:
- Утром надо всем говорить «Доброе утро». А вечером надо говорить «Спокойной ночи». И тогда все с тобой будут дружить.
Прибежал Мышонок к зайцам (слайд). Всем зайцам сказал «Доброе утро».
И папе и маме и бабушке и дедушке и маленькому зайчонку.
Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку. Побежал Мышонок к белкам (слайд). Всем белкам сказал «Доброе утро». И папе и маме и бабушке и дедушке и маленькому Бельчонку. Засмеялись белки и дали Мышонку орех без скорлупы. По всему лесу Мышонок пробежал. Всем сказал «Доброе утро». Прибежал Мышонок к высокой сосне. На самой верхушке сосны свила себе гнездо Лесная Птица. Полез мышонок на сосну. А сосна высокая – высокая. Ползет мышонок вверх. Проплыло мимо Белое Облако (слайд).
- Доброе утро! – крикнул Мышонок Белому Облаку.
- Доброе утро! – Ответило Белое Облако.
Ещё выше ползет Мышонок. Пролетел мимо Самолет (тот же слайд).
- Доброе утро, Самолет! – Закричал мышонок.
- Доброе утро, Мышонок! - Громко прогудел Самолет.
Наконец добрался до вершины дерева.
Доброе утро, Лесная Птица! – сказал Мышонок. – Ох как долго я до тебя добирался!
Лесная Птица засмеялась (слайд) :
- Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи»
Посмотрел Мышонок вокруг – правда : небо совсем темное, а на небе звезды.
- Садись ко мне на спину, Мышонок. Я отнесу тебя домой, к твоей маме, - сказала Лесная Птица. – А завтра я полечу по всему лесу и всем расскажу, какой ты стал хороший и вежливый.
Вопросы к детям:
Понравилась ли вам сказка?
Почему все звери в лесу рассердились на мышонка?
Что сказала Маша?
Что сделал мышонок?
Физкультминутка.
Покажите, какой Мышонок маленький.
(Дети приседают на корточки, обхватывают колени руками.)
Покажите, какая большая девочка Маша.
(Дети встают, поднимаются на цыпочки, тянут руки верх.)
Покажите, как прыгают Зайцы.
(Прыжки на двух ногах на месте.)
Покажите, как Белки перепрыгивают с ветки на ветку.
(Дети приседают на корточки и делают прыжок вперед.)
Покажите, как наклоняется под ветром Сосна.
(Наклоны в сторону.)
Покажите, как машет крыльями Лесная Птица.
(Дети машут руками.)
Воспитатель.
Молодцы! А теперь еще раз посмотрите на рисунки.
(слайд) Мышонок встретил Зайцев утром. Какие слова он может выбрать для того, чтобы с ними поздороваться?
Дети. Доброе утро.
(слайд) Воспитатель. Белочек мышонок встретил днем. Что он должен им сказать?
Дети. Добрый день.
(слайд) Воспитатель. А до Лесной птицы он добрался только к вечеру.
Как ее приветствовать?
Дети. Добрый вечер.
А какие еще вежливые слова вы знаете?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай доброе слово» и покажем мышонку, когда и где надо говорить волшебные слова. Кто правильно отгадает, получит солнышко.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче… (здравствуй)
2. Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим… (извините, пожалуйста)
3. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (спасибо)
4. Ходит Мишка косолапый
Волку наступил на лапу.
Волк кричит: «Ай-ай-ай!»
Мишка: «Лапу убирай!» (извините)
5. Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят
Всем, кого благодарят. (спасибо)
6. Если сон смыкает очи
И тебя отправят спать,
Всем скажи:…. (спокойной ночи)
7. А потом иди в кровать.
А в минуту расставания
Всем скажите… (до свидания)
Воспитатель: Запомните эти слова. С вежливым человеком всегда приятно разговаривать. А еще вежливые слова называют "Волшебными", потому что они делают людей лучше и добрее.
Сейчас мы с вами поиграем, и проверим, насколько хорошо вы умеете использовать вежливые слова.
-Я буду показывать вам карточки, вы должны будете назвать, что изображено на карточке.
Показываю первую карточку (слайд).
-Что изображено?
-Верно, они здороваются. Что они говорят друг другу?
-Покажите мне, как вы умеете здороваться.
-Замечательно. Ребята, а что мы еще можем сказать друг другу, когда поздоровались?
-Верно. Попробуйте.
-Как у вас здорово получилось. Давайте дальше играть.
Показываю следующую карточку (слайд).
-Что изображено?
Да А как он попросил? Что он сказал девочке?
-А что ответила девочка?
-Как мальчик отблагодарил?
-Какие вы вежливые ребята. Давайте дальше играть.
Показываю следующую карточку (слайд).
-Что изображено?
-Как вы думаете, что мальчик говорит собачке?
-А что собачка в ответ ему скажет?
-Угостите друг друга.
-Здорово у вас получается. Осталась последняя карточка (слайд, что изображено?
-Что они сказали друг другу?
-Что еще могут сказать?
-Покажите как вы прощаетесь друг с другом.
-Ребята, вы молодцы, вы так хорошо умеете пользоваться вежливыми словами.
Вы были сегодня вежливыми и воспитанными, научили Мышонка быть вежливым, теперь у него будет много друзей.
Молодцы! Спасибо вам.
Дополнительное задание:
Предложите ребенку поиграть. Поставьте на стол игрушечную посуду, рассадите вокруг игрушки. Пусть за столом обязательно найдется кто-то из зверушек, который не умеет себя правильно вести. Может, он чавкает, ставит локти на стол, толкается, разбрасывает еду, хватает торт из тарелки руками (лапками, вытирает руки о скатерть и одежду? Попросите малыша (в лице другой игрушки) сделать ему замечание. И, конечно, нарушитель порядка в конце игры обязательно должен «исправиться» и научиться вести себя за столом красиво. Используйте при этом вежливые слова.