Анжелика Срабионова
Конспект НОД «Путешествие по большой и малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №27 «ЛАСТОЧКА»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Тема: «Путешествие по большой и малой Родине»
Цель: создание условий для уточнения знания детей о малой и большой Родине, государственных и неофициальных символах России, родного края и родного села в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по большой и малой Родине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Расширить представления детей о символах России, Ростовской области Мясникоского района, познакомить с понятием «гражданин России», расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие:
Развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, прививать чувство гордости за Родину.
Приемы руководства деятельностью детей во время образовательной деятельности:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (изготовление герба).
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия: слайды с изображением флага, герба России, символов малой Родины, достопримечательностей села, заготовки для герба.
Виды детской деятельности :
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Конспект НОД :
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Как мы можем с ними поздороваться?
Дети: Парев цез, доброе утро, пари сыат, здравствуйте!
Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу эти слова, а как вы думаете, что они означают? У каждого народа слово «Здравствуйте» от слова «здравие» - здоровье. То есть мы желаем друг другу здоровья.
А теперь, давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки и почувствуем тепло наших ладошек. А теперь, подойдем поближе, и коснемся друг друга плечами. Вы чувствуете тепло? А теперь, давайте улыбнемся друг другу и передадим тепло через свои улыбки тепло своих сердец.
Ребята, садитесь на стульчики и посмотрите, пожалуйста на экран. Что здесь изображено? (слайд с картой России)
Дети: Это наша страна – Россия.
Воспитатель: Правильно, ребята, наша страна называется Россия. А как называются люди, живущие в России?
Дети: Россияне – граждане России.
Воспитатель: Гражданин – это очень хорошее и важное слово. Чтобы понять это слово, я предлагаю вам взяться за эту красную ленту, как будто это граница нашей Родины.
Дети берутся за ленту и становятся в круг.
Воспитатель: Поднимите ленту вверх сделайте так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента снаружи. Что сделала ленточка с нами?
Дети: Мы оказались внутри ленты, внутри границы?
Воспитатель: Что вы почувствовали, когда оказались все вместе внутри границы, созданной с помощью ленточки?
Дети: силу, дружбу, радость.
Воспитатель: Ребята, а теперь садитесь и послушайте мой рассказ о нашей великой Родине.
(рассказ воспитателя с показом слайдов)
Воспитатель: Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – какое?
Дети: Россия.
Воспитатель: наша страна Россия – огромная, самая большая на всей Земле. Когда на востоке восходит солнце, на западе нашей страны – уже ночь. Когда на севере России снежная зима, на юге – уже теплое лето. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, степи и поля, горы и леса. В России самый большой в мире лес – тайга, где живут разные животные. В России не одна тысяча городов и сел, их очень много, они очень разные. Здесь проживают русские, украинцы, армяне, чуваши, дагестанцы, татары и многие другие национальности. У каждой страны есть свой главный город, который называется столицей. А какой город является столицей нашей Родины, России?
Дети: Столица России – город Москва.
Воспитатель: Правильно ребята. Москва очень большой и красивый город, столица России. Здесь много интересных и знаменитых мест: это Большой театр, Царь-пушка, Царь-колокол, Останкинская телебашня, Третьяковская галерея. Но конечно же сердце Москвы – это Кремль и Красная площадь. В Кремле работают президент и правительство России, которые управляют всей страной. Скажите, ребята, а как зовут президента России?
Дети: В. В. Путин.
Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы - флаг, герб и гимн, по которым страну узнают во всем мире и к символам страны относятся с уважением. На этом слайде собраны флаги различных стран. Найдите, пожалуйста, среди флагов флаг России.
Дети узнают флаг России среди других флагов.
Воспитатель: На флаге России три полосы. Каждая полоса имеет свое значение.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это верность, честность. Красный цвет – это смелость и отвага. Наша Родина – миролюбивая, справедливая, сильная.
Ребята, а где можно встретить флаг России?
Дети: Флаг можно увидеть на зданиях, самолетах, ракетах, во время праздников. (слайды)
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть еще один государственный символ – герб. Изображение герба подчеркивает самое главное в этой стране, то, чем Россия отличается от других стран. Найдите герб России среди гербов других стран
Воспитатель: Правильно, ребята. Герб России имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. Орел – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко и никого и ничего не боится. У нашего орла две головы, значит он не пропустит ни одного врага. На груди, тоже в красном щите, серебряный всадник – это Георгий Победоносец, а черный дракон у ног коня – это зло. Это изображение говорит о том, что добро всегда побеждает зло.
Воспитатель: Давайте вспомним, где можно увидеть герб. (слайды) (на монетах, паспорте, на документах).
Воспитатель: Ребята, у каждого народа, каждой страны есть и своя самая главная песня. Песня, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, богатстве и красоте страны. Это самая главная песня называется гимном страны. Когда звучит гимн? Как мы его слушаем, ребята?
Дети: Он звучит очень торжественно, величественно. Когда звучит гимн страны, все его слушают стоя, не разговаривая, мужчины снимают головные уборы. Гимн звучит только в особенных, очень торжественных случаях, например, когда наши спортсмены выигрывают золотые медали или когда начинается какой-либо праздник или в Новогоднюю ночь, когда начинается Новый год.
Воспитатель: В России живут люди очень разных национальностей, у каждой из них свой язык, но как люди понимают друг друга?
Дети: Мы все разговариваем на русском языке.
Воспитатель: Вот и мы, чтобы лучше узнать друг друга сейчас поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота пропускают не всегда:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу. Первый идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Воспитатель: Много разных игр я приготовила для вас, мы с вами потом в них поиграем, научимся лучше понимать друг друга.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправляемся в путешествие на юг нашей страны, на нашу с вами Донскую землю. Скажите, как называется наша область?
Дети: Ростовская область.
Воспитатель: А как называется главный город, столица нашей Ростовской области?
Дети: Главный город нашей области – город Ростов-на-Дону.
Воспитатель показывает на слайде город Ростов-на-Дону.
Воспитатель: Наша столица Донского края расположена на берегу реки Дон. Ростов-на –Дону очень красивый, зеленый и большой город. В городе много парков, скверов, улиц, памятников, театров и кинотеатров, школ и детских садов. Люди многих национальностей живут в городе Ростове-на-Дону.
(показ слайдов с достопримечательностями города).
Воспитатель: Так же, как и у всех городов, у города Ростова-на-Дону тоже есть свой флаг и герб (показ слайдов).
А это флаг и герб нашей Ростовской области. (показ слайдов)
Воспитатель: Издавна, на берегах реки Дон, на Донской земле жили и живут казаки. Казаки это очень свободолюбивый и смелый народ. У каждого казака есть свой конь и шашки (сабля). Даже маленькие дети уже умеют ездить верхом на коне. И я предлагаю вам поиграть в игру «Заря-зареница».
Один игрок (взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря-зареница,
Казачка-девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, то бросает ленту и они бегут вдвоем в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а проигравший становится водящим.
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина, а у нас с вами есть еще и малая Родина – это место, где человек родился, где его дом, его семья. Для нас с вами наша малая Родина – это наше село Чалтырь. Давным давно, в 1779 году, а это 237 лет назад, по приказу императрицы Екатерины 2-й, наши предки с полуострова Крым были переселены сюда, на Донскую землю. И они остановились здесь, на Донской Земле, возле родника Мец-Чорвах. Наши предки были очень трудолюбивые, они умели и дома строить, и зерно выращивать, и хлеб печь и мастерить посуду из глины, мебель и орудия из дерева. (слайды).
Воспитатель: Люди многих национальностей живут у нас в селе. Даже у нас в группе есть армяне, русские, дагестанцы, корейцы и украинцы. А теперь посмотрите, пожалуйста, это флаг нашего района (слайд). Желтый цвет на флаге означает цвет колосьев пшеницы и цветов подсолнуха. Герб нашего Мясниковского района имеет форму щита. Пчелы на гербе – это пять армянских сел – Чалтырь, Топти, Мец Сала, Султан Сала, Несветай и город Нахичевань.
Показ слайдов с достопримечательностями села.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в армянскую народную игру «Пад-каше».
Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку. При этом одна рука находится с середины палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника на ноги. Выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги.
Воспитатель: Ребята, а какой еще один общий дом есть у нас у всех? Он большой, красивый, веселый – этот наш дом, здесь вы играете и занимаетесь, дружите друг с другом.
Дети: это наш детский сад «Ласточка»
Воспитатель: А как называется наша группа?
Дети: У нас группа «Солнышко».
Воспитатель: А хотите составить герб для нашей группы «Солнышко».
Воспитатель: Сначала надо выбрать основу для герба. Как вы думаете, какой формы и цвета должен быть наш герб?
Дети выбирают цвет и форму герба.
Воспитатель: Для того, чтобы обозначить, что мы находимся в Мясниковском районе, нам надо выбрыть для герба что, ребята? (пчелу)
А теперь выберите, чем можно обозначить на гербе группы название нашего садика. (ласточка). Дети приклеивают эмблемы на щит.
Воспитатель: Вы все в нашей группе дружные, добрые ребята. Обозначим вас всех большим солнышком, как название группы. А вам надо к каждому лучику солнышка приклеить кружок – себя. Посмотрите, ребята, здесь кружки разные – добрые и не очень, веселые и грустные. Выберите каждый такой кружок, какой вам подходит и приклейте к лучикам.
Дети работают.
Воспитатель: Ребята, мы сделали герб нашей группы. Еще раз рассмотрим его. Мы с вами живем в России, в Мясниковском районе, в селе Чалтырь. В центре села расположен наш детский сад «Ласточка». В детском саду Ласточка есть группа «Солнышко» в которой много веселых, дружных и добрых детей. Мы любим нашу группу и наш детский сад. После занятия мы повесим наш герб у себя в группе.
Воспитатель: А теперь встали в круг, взялись за руки. Мы все вместе, мы все дружим друг с другом. Вот и закончилось наше путешествие. Что вы узнали нового о нашей Родине? (ответы).
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции. Спасибо всем!
Литература:
1. А. А. Вахрушев «Здравствуй, мир!» 4-я часть, занятие №7 «Я -гражданин России»
2. Сборник «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», изд. «Детство-пресс», 2009г.