Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля-наш дом родной» для детей старшей группы

Регина Амаханова
Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля-наш дом родной» для детей старшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Земля – наш дом родной». Опыты с водой. По опытно – экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Цель: Расширять знания детей о свойствах воды.

Образовательные:

• Продолжать знакомить детей с особенностями воды и его свойствами;

• Расширять представления о формах и видах воды;

• Учить анализировать и сравнивать;

Развивающие:

• Развивать память, внимание путем выполнения заданий в ходе опытно-экспериментальной деятельности ;

• развивать речь,

• мышление,

любознательность;

• развивать умение делать выводы, умозаключения;.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

• воспитывать экологическую культуру;

• воспитывать аккуратность в работе;

• Методы и приемы:

• Словесный;

• Наглядный: показ иллюстраций,

• показ способа действия;

• Практический: опыты и эксперименты.

Оборудование и материалы:

• Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, растительное масло, пластиковые ложечки, камешки, колбы, салфетки, слайды на тему: «Вода»; «Свойства воды», музыкальное сопровождение, картинки для дидактической игры.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала, вам придется отгадать загадку.

Моря есть плавать нельзя,

Дороги есть ехать нельзя,

Земля есть пахать нельзя.

Что это?

Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это?

Дети: это глобус.

Воспитатель: правильно. Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте мы его рассмотрим, и загадка окажется простой.

Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?

Дети: реки, моря, океаны.

Воспитатель: а желтым и коричневым?

Дети: горы и пустыни.

Воспитатель: а зеленым?

Дети: леса и долины.

Воспитатель: ещё есть белый цвет, что же обозначает он?

Дети: ледники – Северный и Южный полюс.

Воспитатель: ребята, у нас, у всего человечества, одна большая крыша – это небо. У нас под ногами один общий пол – это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа – это Солнце.

Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом.

Природа на Земле имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, природа дает человеку то, без чего жить не возможно. А что именно вам подскажут загадки:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет. (Солнце)

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

- Нет.

- Почему? (ответы детей) Показ слада.

Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него прожить не можем. (Воздух)

- А без воздуха можем мы прожить? - Нет. Почему?

- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. Показ слайда.

- Почему на картинке ничего не изображено?

- Потому что воздух - невидимый.

- Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Физкультминутка «Ветер»

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево- вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я? (Вода)

- Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей). Показ слайда.

- Без воды невозможно существование всего живого:

Повсюду, где бежит вода,

Цветет земля, цветет страна…

- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце и воду.

А сейчас я предлагаю поближе познакомиться со свойствами воды. Для этого нам необходимо отправиться в мини – лабораторию. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три – в лаборатории окажись!».

Вот ребята мы и оказались в лаборатории. Давайте наденем халаты и займём свои места. Но перед тем как приступить к работе мы вспомним несколько правил поведения в лаборатории: Дети называют по одному правилу поведения в лаборатории.

Опытно-исследовательская деятельность.

Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии существует вода на земле. (в твёрдом, жидком, газообразном). Молодцы!

А теперь давайте поиграем в игру.

Я называю состояние воды, а вы ищете подходящие карточки и показываете.

Жидкое состояние (показ детьми карточек, твёрдое состояние (показ детьми карточек,газообразное состояние (показ детьми карточек).Молодцы!

А теперь обратите внимание, у вас у всех на столах стоят стаканчики, обклеяные полосками разных цветов. В каждой из них налита вода.

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «Какой формы вода?»

Воспитатель: Вот мы с вами перелили воду из стакана в колбу. Определили, что она жидкость. Что ещё с водой случилось? (Она поменяла форму). А имеет ли вода форму? А теперь перельём воду из колбы обратно в стакан. Посмотрите, она приняла форму стакана. Переливая воду из одного предмета в другой, вода все время меняет свою форму. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). И так вода не имеет своей формы.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, выкладываем слайд.

Опыт №3: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №4. «Вода прозрачная».

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – первый с розовой полоской - там вода, а в стакане с зеленой полоской- молоко. Опустим в оба стаканчика камешки. В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим камешек, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная).

Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить слайд алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.

Физминутка. «Дождик».

Включается весёлая музыка, дети стоя в круге выполняют танцевальные движения. В центре стоит воспитатель с собранным зонтиком. Музыка отключается, (пошёл дождь, дети бегут к воспитателю, а воспитатель раскрывает зонт. Игра повторяется ещё 2 раза.

Опыт№5. «Своего вкуса у воды нет».

Есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно. Вода безвкусная. А теперь возьмём стаканы с красной и голубой полоской. Перед вами стоят 2 тарелочки. В одной сахар, а в другой соль. Берём ложечку и насыпаем в стакан с красной полоской – сахар, а в стакан с синей полоской – соль. Аккуратно, не разливая, перемешаем ложечкой сахар, а затем соль. Как вы думаете, какая на вкус стала вода в стакане с красной полоской, с синей? (ответы детей). Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. Показ на слайде алгоритм символизирующий, что у воды нет вкуса.

Опыт№6. Вода – растворитель.

Посмотрите на стаканы с красной и голубой полосками. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Перед каждым из вас стоят микроскопы и стёклышки. Давайте взглянем на воду в микроскоп. Подвигаем к себе поближе микроскоп, возьмём пипетку, наберём воду из стакана с красной полоской капельку воды, капнем на стёклышко, вставим стёклышко в штатив и рассмотрим воду. Виден ли вам сахар в микроскоп, точнее не сам сахар, а его кристалики? Ответы детей. Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились.

Вывод: вода является растворителем.

Опыт№6. Вода – растворитель. Часть вторая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а все ли вещества могут растворяться в воде (Ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. В стакане с зелёной полоской - вода, перед вами стоят стаканчики с подсолнечным маслом. Давайте возьмём пипетки, наберём в неё немного масла и капнем в воду. Что произошло с маслом в воде? Оно так же растворилось в воде как сахар или соль? (Ответы детей) Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Давайте стакан уберём в стороночку. А теперь возьмём стакан с фиолетовой полосочкой, там также налита вода. Перед вами тарелочки с мукой, теперь мы с вами возьмём ложечки и положим немного муки в воду. Что же мы видим? (ответы детей) Мука смешалась, но не растворилась.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: в воде одни вещества растворяются, смешиваются с водой, другие не растворяются совсем. Выложить слайд алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.

РЕФЛЕКСИЯ. Ребята, вам понравилось быть исследователями? О чём мы с вами сегодня говорили (Что Земля общий дом всего человечества). Что необходимо для жизни на Земле? (Солнце, воздух и вода) О каком веществе мы сегодня с вами говорили (О воде). Какие свойства есть у воды (Вода прозрачная жидкость, не имеющая запаха, вкуса, цвета, своей формы, она является растворителем, но не для всех веществ. Молодцы, вы всё усвоили.

К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три – в детском саду окажись!». Вот мы и вернулись в наш детский сад. Скажем нашим гостям «Спасибо», что на всём протяжении путешествия они были с нами. На этом мы с вами прощаемся, до свидания.

Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля-наш дом родной» для детей старшей группы
Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у королевы Воды» Конкурс «Педагог года -2015» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Королевы Воды» «В гостях.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный мир магнита» Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и его свойствах. Задачи: Образовательные: формировать у детей интерес и представление.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная монета»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная монета» Задачи: • формирование представления монеты и бумаги в процессе экспериментирования, подвести к пониманию того, что может получиться в процессе.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности (в старшей группе) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №153 (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно-экспериментальной.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Загадочная гостья-вода» Тема: «Загадочная гостья - Вода»». Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования,.

Методические рекомендации для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой на прогулке» Методические рекомендации для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой на прогулке с детьми 3-4 лет».Детям.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с молоком» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Безопасность детей
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля-наш дом родной» для детей старшей группы
Опубликовано: 14 мая 2016 в 13:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты»
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Березка»
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в...
Сентябрь 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах,...