Литяйкина Екатерина
Конспект НОД по экологии «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии на тему «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе.
Цель: расширять знания детей о состоянии деревьев и кустарников осенью.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Как растения готовятся к зиме“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Задачи: формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями и объектами, исследовать природные явления – изменение окраски листьев, листопад, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, дать знания о способах распространения семян, развивать любознательность, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к сезонной красоте природы.
Предполагаемый результат:
- знают характерные признаки осени;
- устанавливают элементарные причинно – следственные связи;
- знают название деревьев, плодов и семян;
- различают листья по форме, цвету;
- участвуют в проведении опытов, делают выводы;
- знают способы распространения семян.
Ведущие методы: словесные, наглядные, практические
Необходимые ресурсы: лупа, картинки с изображением ветра, птицы, животного, человека.
Используемые технологии: информационно – коммуникационные, опытно –экспериментальная деятельность.
Ход образовательной деятельности.
Утреннее приветствие.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Зравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? А какая погода сегодня? (ответы детей). Ребята, кто скажет какая бывает осень? (ранняя, середина-золотая, поздняя). Назовите мне осенние месяца (ответы детей).
Воспитатель: Вы знаете, сегодня я шла в детский сад и вдруг встретила необычную девочку по дороге. Она так спешила, что не успела сказать свое имя, а сказала о себе такими словами:
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите вы меня. (Осень)
Воспитатель: Да, эта девочка оказалась Осенью, она пригласила нас в свой осенний лес на прогулку.
Чтобы попасть в осенний лес надо встать в круг, вытянуть руки ладонями вверх, закрыть глаза и произнести волшебное заклинание:
В ладони наши загляни,
В них доброту, любовь найди
И в лес осенний попади.
Воспитатель: Вот мы и попали в осенний лес (открывается иллюстрация осеннего леса). Ребята послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Воспитатель: Какие краски увидел поэт в лесу? С чем он сравнивает лес? (ответы детей). Наступил конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. А это как мы знаем,это самая яркая пора осени. В этот период листочки меняют свой цвет на яркие, пестрые цвета.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, я буду предложения начинать, а вы заканчивать (проводится игра «Назови приметы осени»):
Солнце осенью … светит, но не греет.
Осенью часто … идут дожди.
Осенью дует … сильный, холодный ветер.
Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.
Осенью птицы … улетают в теплые края.
Осенью звери … делают запасы на зиму.
Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Что ж, отправимся мы дальше, нас деревья в гости ждут.
Ребята, скажите, листву каких деревьев можно назвать «золотой»? (береза, клен). А какую – «багряной»? (рябина, осина). На каких деревьях листья светло-коричневые? (липа, дуб, вяз).
Посмотрите на наш осенний лес, каких листьев на деревьях больше - зеленых или разноцветных?
В листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски – зеленые, желтые, красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.
Воспитатель: Как вы думаете, что же происходит с листочками дальше?
Опытная деятельность: Рассматривание листьев под лупой с внутренней стороны (она вся усеяна мелкими точечками).
Листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает к листьям. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся ненужными. Листочки - опадают.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад). Давайте мы с вами изобразим листопад.
Физкультминутка
Летом дерево стоит,
Лист зелёный шелестит,
Но приходит осень в сад,
Листья улететь хотят.
Дует лёгкий ветерок,
Оторвался черенок!
Листья с веток сорвались,
Закружились, понеслись!
Только ветер перестал,
Листик сразу вниз упал.
(Дети изображают дерево с листьями, машут руками, бегают, изображая листопад, приседают – листва опала на землю.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей)
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.
Воспитатель: А что ещё интересного происходит с деревьями осенью. (Созревают плоды и семена). Дети рассматривают семена и плоды (используя лупу, определяют, что такое семя, что такое плод.
Воспитатель: Зачем растениям плоды? (Для пищи птицам, животным, людям). Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения). Как растение «сажает» свои семена?
Воспитатель: У растения есть свои «садовники», которые помогают сеять семена (показать картинки «садовников» на доске).
«Распространение семян с помощью ветра»
Каким семенам приходит на помощь ветер? (Семенам клёна, берёзы, одуванчика).
«Распространение семян с помощью птиц»
Какие семена распространяют птицы? (те семена, которыми можно питаться, или которые спрятаны в плодах – ягоды)
«Распространение семян с помощью животных и человека»
Как животные и человек распространяют семена? (Семена лопуха цепляются за одежду человека и за шерсть зверей, семена подорожника прилипают к подошве на обуви, белочка острыми зубами достаёт семена ели, некоторые семена падают на землю и т. д.)
Воспитатель: Кто же эти «садовники», которые помогают сеять семена? (ветер, птицы, животные, человек).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди свое дерево!» (картинки с изображением деревьев размещены по группе). Представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите каждый по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети свободно кружатся с листочками в руках и по сигналу «Найди свое дерево!» должны подбежать к тому дереву, листик с которого находится у них в руках).
Воспитатель: Хорошо в осеннем лесу, много нового и интересного мы узнали, но пришла пора и в детский сад возвращаться.
Давайте за руки возьмемся, и скажем волшебные слова: Листик, листик золотой нас верни скорей домой!
Итог занятия: Ребята, какие приметы осени вы запомнили? Что происходит с листочками осенью? Как листики дышат? Что с ними происходит, когда наступают холода? Как называется явление, когда опадает листва? Что для вас было новое? Какое задание вам понравилось выполнять?