Лучший педагог года

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебный невидимка»

ирина Салихилаева
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебный невидимка»

Составили: Салихилаева Ирина Алексеевна, Мамонтова Галина Васильевна

Цель: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

1. Обучающие:

- Уточнить представления детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

2. Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Волшебный невидимка“» размещена в разделах

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию природы, умение видеть удивительное в окружающем мире.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие"

Методы и приемы:

1. Практические

2. Наглядные

3. Словесные

Оборудование:

1. «Волшебная» коробочка,

2. Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,

3. Стаканчики с водой, коктейльные трубочки,

4. Стакан с салфеткой, таз с водой,

5. Листы бумаги для изготовления веера,

6. Свисток, резиновые игрушки,

7. Гуашь, коктейльные трубочки, листы бумаги для рисования

8. Воздушные шарики для сюрпризного момента,

9. Два круга – зеленый и красный.

Ход занятия

Ну что, все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Воспитатель - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и со всем, что нас окружает:

Здравствуй, небо! руки вверх

Здравствуй, земля! присели, руки вниз

Здравствуйте, мои друзья! руки вперёд

1,2,3,4,5 загибаем пальцы рук

Вместе мы в кругу опять берёмся за руки

Будем дружно мы играть

И путешествовать опять идут по кругу

Воспитатель

Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

Правильно!

Дети Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель. Правильно!

Сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас сегодня новое задание, оно вот в этой красивой волшебной коробочке. Вы хотите узнать, что у неё внутри?

Дети. Да

Открывает коробочку…. она пустая

Дети. Коробочка пустая, в ней ничего нет.

– Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети. Воздух

Воспитатель. Да, ребята, это воздух. Многие из вас о нем слышали, но никогда его не видели. Может, его вовсе нет? Давайте попробуем в этом разобраться.

Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух?

Дети. Чтобы дышать

Воспитатель. Правильно, но мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем, как дышим. А вы знаете, что человек может прожить без еды до 50 дней, без воды 5-7 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Вдыхают, выдыхают.

Давайте проверим. Сначала хорошо вдохнём воздух, а потом выдохнем, и ненадолго задержим дыхание… и вы сразу почувствуете дискомфорт.

Дети пытаются задержать дыхание

Значит, может ли человек не дышать?

Дети. Нет

Делаем вывод: человек не может жить без воздуха.

А кто ещё не может обходиться без воздуха? Ответы детей

Как вы думаете, что было бы, если бы на Земле исчез воздух

Дети. Не было бы жизни на Земле

Воспитатель. Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным тело.

Ребята, вот мы говорим с вами: «Воздух, воздух, без него нельзя жить…», а я что-то его не вижу… А вы видите?

Дети. Нет

А хотите поймать воздух и посмотреть, какой он?

Воздух-невидимка,

Выходи гулять!

Воздух-невидимка,

Как тебя поймать?

Дети. Да

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат пустые полиэтиленовые пакеты).

Возьмите пакеты и посмотрите, что в них?

Дети. Ничего нет, пакеты пустые. Их можно даже сложить несколько раз

Воспитатель. Давайте попробуем поймать воздух пакетом. Посмотрите, как я это сделаю. (Показывает) Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? На что они стали похожи?

Дети. Пакеты наполнились воздухом, надулись и стали похожи на подушки

Что в них находится?

Дети. Воздух

Воспитатель. Какого он цвета?

Дети. Бесцветный

Воспитатель. Почему мы его не видим?

Дети. Он прозрачный, бесцветный, невидимый

Делаем вывод: воздух бесцветный, прозрачный, невидимый

Воспитатель. Теперь, развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети. Пакет опять стал пусты

Воспитатель. Почему?

Дети. Он освободился от воздуха. Из него вышел весь воздух

Воспитатель Да, вы правы, ребята. Воздух прозрачный, и, чтобы его увидеть, его надо поймать, что мы с вами и сделали. Значит, воздух есть везде вокруг нас.

А есть ли воздух внутри нас? Ответы детей

Воспитатель. Посмотрите, у нас на столе есть стаканчики и трубочки. При помощи этих предметов мы увидим, есть ли воздух внутри нас.

Давайте подуем через трубочку, опущенную в стакан с водой, и посмотрим, что произойдёт. Ребята, что происходит с водой?

Дети дуют, сначала тихо, затем сильнее. Выходят пузырьки воздуха. Ответы детей

Воспитатель. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Если мы подуем сильно, то, что увидим?

Дети. Пузырьки поднимаются быстрее, получается буря

Воспитатель. Да, это очень похоже на бурю. А бурю нагоняют чёрные злые тучи. Давайте прогоним эту тучу и бурю остановим.

Физкультминутка

Злую тучку наказали, Погрозить указательным пальцем правой, левой руки

Ты плохая, ей сказали, Собирать «капельки» в ладошку

И она заплакала,

И она закапала, Двумя руками стряхивать вправо, влево

Кап-кап-кап.

Тучку бедную простили, Руки от груди вперед

Тучку с миром отпустили, Махнуть руками

Тучка плакать перестала, Потереть глаза кулачками

И потом совсем пропала, Пожать плечами, руки в стороны

Кап-кап-кап

Воспитатель Ребята, вы поняли, что воздух он есть внутри нас. Но как он к вам попадает?

Дети. Через нос

Воспитатель. Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети. Нет.

ВоспитательА вот зимой, когда вы гуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? (Идет пар).

Мы с вами, когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель. Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение «Выйти сухим из воды?» (Ответы детей)

Как вы думаете, это возможно? (Ответы детей)

Посмотрите, что это? (Стакан).

Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (Салфетка).

Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Ответы детей).

Давайте проверим. Опускаем стакан в таз с водой, дном вверх. Посмотрите, вода заходит в стакан? (Нет).

Почему? Что ей мешает?

Дети. Потому что там есть воздух, и он не пускает воду

Воспитатель Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку. А что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

Дети. Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет

Воспитатель Ребята, мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать?

Для того, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Лучше всего в этом помогает веер. Давайте попробуем его сделать. Возьмите листы бумаги и сверните их гармошкой. (Дети делают веера).

Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?

Дети. Ветер

Воспитатель Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это передвижение воздуха. А как ещё можно почувствовать воздух?

Дети. Подуть

Воспитатель. А, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей).

Воспитатель. А, вот и можно. Посмотрите, у меня есть свистулька. Через неё можно пустить быструю струю воздуха. (Свистит)

Что мы слышим? (Свист).

Воспитатель. Правильно. Такой свистящий звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд. Это называется колебание. Повторите.

Дети повторяют (словарная работа)

Воспитатель Мы можем услышать воздух и другим способом.

Возьмём резиновые игрушки и нажмём на них. Струя воздуха, выходя из игрушки, издаёт звук, происходит колебание воздуха. (Дети берут резиновые игрушки и нажимают на них).

Воспитатель. Дети, А как в природе мы слышим воздух?

Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю гуаши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).

Звучит музыка, дети рисуют

Воспитатель. Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей).

Какой опыт вам показался самым интересным? (Ответы детей).

Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей).

Воспитатель. Чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный.

Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный.

Давайте попробуем. Будьте внимательны!

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Воздух не имеет запаха

- Воздух можно услышать.

- Человек может жить без воздуха.

- Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! И я предлагаю вам ещё раз заглянуть в нашу волшебную коробочку. Посмотрите-ка, в ней появились предметы, которыми можно поймать воздух. Что это?

Дети. Воздушные шарики

Я дарю вам эти шарики. А надуть их вы сможете дома, когда будете рассказывать своим родителям всё, что сегодня узнали.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Воспитатель МБДОУ «Щебзаводской детский сад» Данилова.

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе «В гостях у морского царя» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Носы нужны не для красы»Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Носы нужны не для красы» Носы нужны не для красы».Задачи: -формировать у детей представления о работе носа; познакомить с функциями носа; дать представление о важности.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебница водица» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). 2. Уточнить значение её для всего живого. 3. Познакомить.

Конспект по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Конспект по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе по теме: «Удивительные камни» Цель: Познакомить детей с разнообразием.

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Воспитатель Журавлева О. В. МДОУ Аладьинский детский.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Методическая разработка открытого мероприятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха».

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух невидимка» Конспект познавательно – исследовательской деятельности и нетрадиционного рисования в средней группе (4-5 лет) «Пчёлка» Тема «Воздух.

Развлечение в старшей группе с использованием экспериментально-исследовательской деятельности Развлечение в старшей группе с использованием экспериментально-исследовательской деятельности. Тема:Развлечение «Мы исследователи» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебный невидимка»
Опубликовано: 21 января 2018 в 22:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД